Повседневное и праздничное облачение сестер
Время создания
2018 год
Размер
180х50х25 см
1
Открыть в приложении#1
Повседневное и праздничное облачение сестер Марфо-Мариинской обители
#2
#3
Облачение крестовых сестер Марфо-Мариинской обители были придуманы самой Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Она отказалась от традиционного для монашеского облачения черного цвета и взяла за основу темно-серый оттенок. Так княгиня подчеркнула, что служение крестовых сестер Марфо-Мариинской обители отличается от монашеского: если суть монашества состоит в служении Богу через уединение от мира, то сестры обители, наоборот, шли в мир, чтобы помогать нуждающимся. Они посещали больных и бедных, вели занятия в воскресной школе.
В Марфо-Мариинской обители работали амбулатория и больница, образцовая по всем показателям. Сестры проходили медицинскую и психологическую подготовку, лучшие врачи Москвы читали им лекции, духовники проводили беседы. Когда в Москве узнали об исключительных условиях ухода за больными в обители, туда стали направлять пациентов в тяжелом состоянии.
Обитель содержалась из личных средств княгини, на поддержание достойного уровня шли большие деньги. Состоятельные москвичи также вносили средства в качестве благотворительных взносов. Здесь действовали библиотека, бесплатная столовая, приют с школьными классами для девочек. Для всех желающих проходили лекции и духовные чтения, а по воскресеньям — беседы.
Елизавета Федоровна жила в обители, она лично ухаживала за тяжелобольными пациентами и читала Псалтирь над умершими. Вместе с сестрами она совершала обходы в бедных кварталах Москвы.
В районе Хитрова Рынка, где располагались трущобы, Елизавету Федоровну хорошо знали и относились с почтением. Не было случая, чтобы ее кто-то унизил или оскорбил, местные жители называли ее матушкой или сестрой Елизаветой. В народе еще при жизни великую княгиню считали святой.
Во время Первой мировой войны она заботилась о помощи армии и раненым солдатам. Многие бойцы теряли конечности, становились инвалидами, но в России практически не изготавливали протезы. Мастерская по сборке протезов была создана при участии Елизаветы Федоровны спустя год после начала войны.
Обитель была закрыта в 1926 году. В начале 1990-х она была возвращена Московской Епархии. В настоящее время Марфо-Мариинская обитель преобразована в женский ставропигиальный монастырь.
В Марфо-Мариинской обители работали амбулатория и больница, образцовая по всем показателям. Сестры проходили медицинскую и психологическую подготовку, лучшие врачи Москвы читали им лекции, духовники проводили беседы. Когда в Москве узнали об исключительных условиях ухода за больными в обители, туда стали направлять пациентов в тяжелом состоянии.
Обитель содержалась из личных средств княгини, на поддержание достойного уровня шли большие деньги. Состоятельные москвичи также вносили средства в качестве благотворительных взносов. Здесь действовали библиотека, бесплатная столовая, приют с школьными классами для девочек. Для всех желающих проходили лекции и духовные чтения, а по воскресеньям — беседы.
Елизавета Федоровна жила в обители, она лично ухаживала за тяжелобольными пациентами и читала Псалтирь над умершими. Вместе с сестрами она совершала обходы в бедных кварталах Москвы.
В районе Хитрова Рынка, где располагались трущобы, Елизавету Федоровну хорошо знали и относились с почтением. Не было случая, чтобы ее кто-то унизил или оскорбил, местные жители называли ее матушкой или сестрой Елизаветой. В народе еще при жизни великую княгиню считали святой.
Во время Первой мировой войны она заботилась о помощи армии и раненым солдатам. Многие бойцы теряли конечности, становились инвалидами, но в России практически не изготавливали протезы. Мастерская по сборке протезов была создана при участии Елизаветы Федоровны спустя год после начала войны.
Обитель была закрыта в 1926 году. В начале 1990-х она была возвращена Московской Епархии. В настоящее время Марфо-Мариинская обитель преобразована в женский ставропигиальный монастырь.
#4
Праздничное облачение
#5
После трагической гибели мужа Елизавета Федоровна на вырученные от продажи драгоценностей деньги и пожертвования благотворителей основала Марфо-Мариинскую обитель. В обители был заведен особый уклад: сестры давали обеты послушания и целомудрия, но не принимали монашеский постриг. Они служили людям, но в отличие от монахинь могли после определенного срока покинуть обитель и создать семью.
Перед подготовкой устава обители великая княгиня посещала монастыри, изучала древние религиозные писания и общалась со старцами. Елизавета Федоровна была одной из сторонниц возрождения института диаконисс. В период раннего христианства диакониссами называли женщин, принявших посвящение, но не участвовавших в Церковных Таинствах.
Перед подготовкой устава обители великая княгиня посещала монастыри, изучала древние религиозные писания и общалась со старцами. Елизавета Федоровна была одной из сторонниц возрождения института диаконисс. В период раннего христианства диакониссами называли женщин, принявших посвящение, но не участвовавших в Церковных Таинствах.
Духовные власти заподозрили княгиню в протестантизме и распространении западных ценностей, настолько ее идеи были непривычны для русской церковной традиции. Император Николай II лично помог ей: посодействовал, чтобы приняли устав обители, который княгине пришлось неоднократно переписывать.
В обитель принимали физически здоровых женщин от 21 до 40 лет. Облачение сестер придумала сама великая княгиня, светлое одеяние крестовые сестры носили в дни праздников. На голову набрасывали апостольник — головной убор с вырезом для лица, он равномерно закрывал грудь и спину. В экспозиции представлена современная копия одеяния.
Жизнь сестер обители проходила в заботах о больных, бедных и сиротах. Сестры уговаривали пьяниц и жителей трущоб, которые не могли обеспечить семье достойное существование, отдать ребенка в приют обители. Там за детьми хорошо ухаживали, они получали образование и профессию.
В рассказе «Чистый понедельник» Иван Бунин так описывал сестер обители и княгиню Елизавету Федоровну: «На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители… Только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр».
#6
Свердловский областной краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Повседневное и праздничное облачение сестер
Время создания
2018 год
Размер
180х50х25 см
1

Открыть в приложении
Поделиться