Если сейчас в якутском мужском национальном костюме используются широкие пояса, то в XIX веке мужчины народа саха носили очень узкие пояса, шириной примерно в 5 сантиметров. Женские пояса, наоборот, были очень широкими — в два раза шире по сравнению с мужскими.
Пояс — традиционный атрибут парадного костюма.
Предмет из экспозиции музея — работа неизвестного мастера второй половины XIX века. Хранился в собрании первого директора Чурапчинского музея, этнографа и краеведа Андрея Андреевича Саввина.
На кожаную основу изделия в виде полосы прикреплены фигурные пластины с орнаментом на равных расстояниях. Длина экспоната — 117 сантиметров.
У ювелирного дела в Якутии древние истоки. Они берут свое начало от традиционного образа жизни народа и историко-культурных, географических и климатических условий, которые способствовали их формированию. Накапливался опыт народных умельцев, которые в большинстве своем остались неизвестными. Эти коллективные достижения становились для будущих мастеров мерилом красоты и совершенства, передавались из поколения в поколение. Многовековой и сложный исторический путь саха в тесном контакте с другими народами и племенами выработал в якутах способность активно взаимодействовать с ними в области художественного искусства, ремесла. Таким образом республика заметно обогатила собственную культуру. По этой причине ювелирное искусство якутов с традиционными приемами и неповторимым национальным колоритом можно считать областью с самостоятельной художественной ценностью.
Обработка металлов: железа, бронзы, меди, серебра и золота — имеет в Якутии давние традиции. Местные кузнецы с незапамятных времен были известны далеко за пределами Сибири.
В устном народном эпосе «Олоҥхо», который, по некоторым
данным, насчитывает около тысячи лет, упоминаются различные атрибуты,
изготовленные из металла. Первые письменные свидетельства относятся
к середине XVII века. В 1647 году воевода Василий Никитич Пушкин
доносил русскому царю о «самом добром» железе, которые делают якутские
кузнецы, и заключал: