Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Старый Оскол — от крепости до гиганта металлурги»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#9
Праздничный рушник
#3
Праздничный рушник выткан на ткацкой фабрике города Кролевца. Кролевец — небольшой старинный город, расположенный в Сумской области Украины. Издавна город был центром узорного ткачества. Наибольшую известность кролевецкие рушники получили в XIX веке. В 1909 году в городе была основана Кролевецкая ремесленная школа, которая готовила гончаров, кузнецов, ткачей. Эта школа существует и сегодня. Здесь получают образование будущие строители, техники-конструкторы, парикмахеры, продавцы, ткачихи ручного художественного ткачества.

История кролевецкой фабрики «Художественное ткачество» берет свое начало с 1922 года, когда ткачи-надомники объединились в артель декоративно-художественного искусства «Возрождение». Художественный образ кролевецкого рушника вобрал основные черты славянской крестьянской орнаментики: розетки, круг, ромбы, квадраты, треугольники, звезды. На старинных рушниках присутствуют стилизованные цветочные мотивы, вазоны с цветами, похожими на тюльпаны, медальоны «журавли», а также «подсвечники», из которых, словно пламя, поднимаются вверх красные мальвы — цветы, узнаваемые как на вытканных, так и вышитых узорах. В орнаменте четко выдержаны геометрические формы. В этом стиле изображались цветы, листья, колосья, звезды, птицы, небо. Прямая горизонталь означала землю, волнистая — воду, крест — огонь.

Наиболее характерная для ткачества геометрическая форма ромб когда-то символизировала солнце, древнее божество славян-земледельцев. Значимую роль в декоре играл государственный символ — двуглавый орел. Такие рушники молодежь могла дарить пожилым родственникам в знак уважения, также их дарили братьям или любимому, уходившим на долгосрочную службу в армию. Часто такими рушниками укрывали икону «Взыскание погибших». Для кролевецких рушников свойственно соединение белого и красного цветов. На белом фоне между густыми красными параллельными полосами ткался богатый орнамент. Одни рушники вытканы сплошными узорами, на других они сгущаются по краям и редеют к середине. Характерной особенностью является использование традиционной техники ткачества — перебора.
#10
Наименование: Праздничный рушник
Дата создания: начало XX века
Место создания: Российская империя, Кролевец
Техника: узорное ткачество
Размеры: 246×35 см
#11
Рубель
#5
Рубель — деревянное приспособление для глажения белья. Рубель часто путают с вальком (вельком), очень похожим на рубель инструментом для выколачивания белья при стирке. У валька более короткая и широкая лопасть без характерных для рубеля ребер. Рубель представляет собой деревянную доску с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Белье складывалось несколько раз узкой полосой. Намотка должна была быть очень плотной и без складок. Хозяйка катала сверток по столу, с силой прижимая его рубелем. Работа эта была физически очень тяжелой, но раскатанное таким образом белье становилось мягким и гладким.

Рубели изготавливали в форме пластины из древесины твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубели, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Затейливая резьба на представленном рубеле сочетает в себе солярные знаки и геометрический орнамент. Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу.

В Старооскольском уезде наиболее широко были распространены промыслы по обработке дерева. К ним относятся колесное производство, производство саней, телег, бондарное производство, производство прялок, борон, гребней и рубелей. Деревообрабатывающий промысел был сосредоточен, главным образом, в деревнях Лапыгино, Курская, Бор-Анпиловка, Обуховка, Орлинка. Всего этим промыслом было занято 250 дворов. Товар вывозили в Курск, Воронеж и другие города небольшими партиями и продавали на ярмарках.
#12
Наименование: Рубель
Дата создания: начало XX века
Место создания: Российская империя
Техника: дерево, резьба по дереву
Размеры: 64×8 см
#13
Глиняная игрушка «Всадник»
#7
Изделие «Всадник» изготовлено в традициях старооскольской глиняной игрушки. Фигурка расписана акриловыми красками.

Гончарный промысел был одним из первых, возникших в Старом Осколе. Как только Старый Оскол из пограничной крепости превратился в регулярный город, военные обязанности казаков, основавших слободу, упразднились. Большинство казаков перешли в разряд государственных крестьян и ремесленников. Постепенно в Казацкой слободе стал развиваться гончарный промысел, который сохранялся до середины ХХ века. Помимо традиционных гончарных изделий мастера изготавливали глиняную игрушку. Несложную в исполнении игрушку лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Стоила она дешево и была очень популярна. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек. Но все они были выдержаны в определенных традициях, сохранившихся до наших дней.

Особенностью старооскольской игрушки является живая наивность образа, мягкие пластичные формы, несглаженная фактура поверхности, чистый глубокий звук свистулек. В начале ХХ века промысел стал исчезать, так как глиняные игрушки не выдерживали конкуренции с фабричными.

Основателем ныне существующего промысла глиняной игрушки являются сестры Ольга Михайловна (1913–1997) и Наталья Михайловна (1918–2010) Гончаровы. Навыки лепки игрушки сестры приобрели в 1920-е годы, переняв мастерство у своих родителей. Будучи живыми носителями вековых традиций, они возродили искусство лепки старооскольской глиняной игрушки, сохранили ее самобытность и передали секреты мастерства ученикам.

Техника лепки следующая: из комочка глины лепится фигурка, остальные части и детали (кокошник, одежда и т. д.) являются накладными. Фигурка обжигается при температуре от 200 до 850 градусов в течение 3 часов. При полном обжиге глина становится светлой. Для раскрашивания фигурок используют акварельные, темперные краски, в настоящее время часто применяют специальные керамические краски. Темы игрушек традиционны: медведи, кони, олени, птицы, барышни, всадники.
#14
Наименование: Глиняная игрушка «Всадник»
Автор: Гончарова Н.М.
Дата создания: 1989 год
Место создания: СССР, Старый Оскол
Техника: лепка, роспись
Размеры: высота — 9,5 см
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Праздничный рушник, рубель, глиняная игрушка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%