Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дворянская усадьба XIX — начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#10
Сахарница Боратынской Е.М.
#30
В Кирсановском краеведческом музее хранится фаянсовая сахарница, принадлежавшая Елене Михайловне Боратынской. Елена Михайловна Боратынская (1880–1968) — дочь Михаила Андреевича Боратынского, племянника поэта Евгения Боратынского. У Михаила Андреевича Боратынского было имение в селе Ильиновка Кирсановского уезда, где Елена Михайловна провела детство.

До XVIII века сахар в России был предметом роскоши: тростниковый сахар привозили вместе с другими колониальными товарами (чаем, кофе), и он был доступен только очень богатым людям. 14 марта 1718 года царь Пётр I издал указ о начале строительства первого сахарного завода на территории России. Завод был открыт 14 июня 1720 года. Выпускаемый там сахар был также дорогим, поскольку сырье для производства — тростниковый сахар — привозили из-за границы. В начале XIX века для производства начали использовать сахарную свеклу, выращенную в России, поэтому цена на сахар упала. Практически сразу свекольный сахар обогнал тростниковый по объемам производства в России.

По старинной технологии расплавленный сахар заливали в специальные формы, и он так остывал и твердел. Получался белоснежный слиток, по форме напоминавший артиллерийский снаряд. Этот слиток носил название сахарной головы. Сахарная голова, извлеченная из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась — сахарная бумага. Сахарные головы изготовлялись разной величины, весом в один пуд (16 кг), полпуда и так далее. Для чаепития сахар от них откалывали кусками с помощью топорика или ножа, затем измельчали специальными щипчиками. В те времена в России было три способа пить чай: вприкуску, внакладку и вприглядку. Вприкуску (или «с угрызением») — когда брали в рот кусочек сахара и отхлебывали чай. Внакладку — когда куски колотого сахара бросали в чай. Вприглядку (или «внаглядку») — шуточно о том, когда пили чай без сахара, но на столе он был как показатель зажиточности хозяев на случай, «если соседи забегут». Третий вариант появился в первые годы революции и гражданской войны. Пить чай «внакладку» считалось расточительностью, так как в этом случае расход сахара был больше.
#24
Название: Сахарница Боратынской Е.М.
Дата создания: начало XX века
Место создания: Западная Европа
Техника: керамика, роспись
Размеры: 6,5×15×14 см
#11
Шкатулка
#26
Для изготовления шкатулок в разные времена использовались самые разнообразные материалы: металл, дерево, стекло, кость. Для придания изделиям красивого вида их покрывали дорогой тканью, резьбой, кожей, чеканкой, вышивкой, украшали драгоценными камнями.

В Кирсановском краеведческом музее сохранилось несколько таких экспонатов, как эта металлическая шкатулка конца XIX века с ключом. Нередко подобные шкатулки становились предметом вдохновения литераторов того времени.
#32
Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы … в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег.
Н.В. Гоголь, «Мертвые души»
#33
Шкатулки чаще становились достоянием богатых людей и знатных особ и являлись прекрасным украшением интерьера любого дворянского дома. Нередко шкатулка, изготовленная на заказ, украшенная сверху драгоценными камнями и обитая шелком изнутри, стоила дороже, чем хранящиеся в ней украшения.

Старинная шкатулка часто хранила в себе тайну и могла быть вместилищем редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами, — двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий. Мастера, которые их изготавливали, шли на разные хитрости, чтобы старинная шкатулка стала надежной хранительницей секретов своего хозяина.
#29
Название: Шкатулка
Дата создания: конец XIX века
Техника: столярная работа, чеканка, роспись
Размеры: 3,5×11,2×7,5 см
#31
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сахарница, Шкатулка Боратынской Е.М.

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%