#1
Чарро, Шарж на Прокофьева, Рабочий стол
#9
#8
#7
Эта соломенная фигурка всадника стояла на верхней полке углового стеллажа, слева от письменного стола в рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе. Режиссер привез ее из Мексики — там Сергей Эйзенштейн, его сорежиссер Григорий Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ провели больше года — с декабря 1930 по февраль 1932. Они работали над картиной «Que viva Mexico!» («Да здравствует Мексика!»), отснятый материал которой Эйзенштейн позже не смог получить от американских продюсеров и смонтировать.
Плетение из кукурузной соломы — традиционный народный промысел в Мексике. В коллекции режиссера есть выпуски журнала «Mexican Folkways» за 1920-е — начало 1930-х годов, где публиковались статьи о народном искусстве, в том числе о таких фигурках. «Брат» этого всадника — большой плетеный ковер с надписью «Viva Mexico» — висел на стене библиотеки Эйзенштейна.
История плетеного всадника необычна. В 1929 году во время поездки по Европе, еще до путешествия в США и Мексику, Эйзенштейн познакомился в Берлине с поэтом и драматургом-экспрессионистом Эрнстом Толлером (1893–1939). Несколько его пьес в 1920-е годы шли во многих странах мира, одну из самых известных — пьесу «Человек-масса» — напечатали в СССР в переводе Осипа Мандельштама. Когда в Берлине в 1926 году показали фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“», Толлер заявил, что советскому режиссеру удалось то, о чем он лишь мечтал.
В мемуарах Эйзенштейн вспоминал, как в 1929 году побывал в гостях у немецкого драматурга и как тот подарил ему мексиканского всадника. О том же позже рассказывала молодым исследователям его вдова Пера Аташева. Эрнст Толлер под конец визита сказал, что по восточному обычаю гость может выбрать себе на память что-то из дома хозяина. Эйзенштейн, смутившись, начал искать глазами что-нибудь в двойном экземпляре. Обнаружив две фигурки всадников, указал на одну из них. Толлер побледнел, но аккуратно завернул и вручил подарок. Позже выяснилось, что всадники — подарок актрисы Элизабет Бергнер, в которую Толлер был влюблен, а она, храня верность своему супругу, лишь привозила Толлеру сувениры из путешествий. После прихода к власти нацистов Толлер эмигрировал, всё его наследие пропало. Но сохранился подаренный всадник. Так реализовалась другая восточная мудрость — «что ты подарил, то сохранил».
Плетение из кукурузной соломы — традиционный народный промысел в Мексике. В коллекции режиссера есть выпуски журнала «Mexican Folkways» за 1920-е — начало 1930-х годов, где публиковались статьи о народном искусстве, в том числе о таких фигурках. «Брат» этого всадника — большой плетеный ковер с надписью «Viva Mexico» — висел на стене библиотеки Эйзенштейна.
История плетеного всадника необычна. В 1929 году во время поездки по Европе, еще до путешествия в США и Мексику, Эйзенштейн познакомился в Берлине с поэтом и драматургом-экспрессионистом Эрнстом Толлером (1893–1939). Несколько его пьес в 1920-е годы шли во многих странах мира, одну из самых известных — пьесу «Человек-масса» — напечатали в СССР в переводе Осипа Мандельштама. Когда в Берлине в 1926 году показали фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“», Толлер заявил, что советскому режиссеру удалось то, о чем он лишь мечтал.
В мемуарах Эйзенштейн вспоминал, как в 1929 году побывал в гостях у немецкого драматурга и как тот подарил ему мексиканского всадника. О том же позже рассказывала молодым исследователям его вдова Пера Аташева. Эрнст Толлер под конец визита сказал, что по восточному обычаю гость может выбрать себе на память что-то из дома хозяина. Эйзенштейн, смутившись, начал искать глазами что-нибудь в двойном экземпляре. Обнаружив две фигурки всадников, указал на одну из них. Толлер побледнел, но аккуратно завернул и вручил подарок. Позже выяснилось, что всадники — подарок актрисы Элизабет Бергнер, в которую Толлер был влюблен, а она, храня верность своему супругу, лишь привозила Толлеру сувениры из путешествий. После прихода к власти нацистов Толлер эмигрировал, всё его наследие пропало. Но сохранился подаренный всадник. Так реализовалась другая восточная мудрость — «что ты подарил, то сохранил».
#6
Полное наименование: Фигурка соломенная «Всадник на коне (Чарро)»
Дата создания: 1920-е годы
Техника: солома, плетение
Место создания: Мексика
Размеры: 23,5×24×18 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16572996
Дата создания: 1920-е годы
Техника: солома, плетение
Место создания: Мексика
Размеры: 23,5×24×18 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16572996
#5
Шарж на Сергея Прокофьева
#4
#3
Трехмерная карикатура старше рисованной. Ее предшественники — сатирические маски древних театров — греческого, итальянского, китайского, японского. В XIX веке были популярны смешные фарфоровые статуэтки известных персон. В 1832 Оноре Домье вылепил из глины шаржированные бюсты французских политических деятелей и портрет своего друга, журналиста Шарля Филипона — заказчика этой серии. Домье начал с лепки, чтобы лучше ухватить «натуру» тех же персонажей в литографиях.
Скульптурный дружеский шарж на композитора Сергея Прокофьева создан обратным путем: сначала были рисунки творческого коллектива Кукрыниксы, а уже по рисункам изготовили гипсовую скульптуру, а с нее — фарфоровые отливки. Их покрывали глазурью и расписывали. Цвета росписи варьировались.
В серию шаржей вошли также портреты режиссеров Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда, актеров Василия Качалова и Ивана Москвина. Эйзенштейн демонстративно держал на книжном стеллаже в своей квартире статуэтку Мейерхольда даже после ареста своего учителя и его гибели в 1940 году.
Эйзенштейн познакомился с Прокофьевым, вероятно, через Мейерхольда. Есть свидетельство их визита втроем в букинистический магазин в 1936 году. Прокофьев, вернувшийся в СССР из эмиграции, к этому времени обосновался в Москве. В 1936 он работал над музыкой к неосуществленной постановке Мейерхольда «Борис Годунов». А в 1940 году Эйзенштейн задумался об экранизации той же трагедии Александра Пушкина с музыкой композитора.
Кинорежиссер и композитор подружились и — редкость для Эйзенштейна — были на «ты». Вдова Эйзенштейна Пера Аташева рассказывала, что однажды, проходя по Арбату, Эйзенштейн купил в магазине «Посуда» фарфоровые шаржи на Прокофьева и Мейерхольда. Вернувшись домой, он позвонил Прокофьеву и сказал:
Скульптурный дружеский шарж на композитора Сергея Прокофьева создан обратным путем: сначала были рисунки творческого коллектива Кукрыниксы, а уже по рисункам изготовили гипсовую скульптуру, а с нее — фарфоровые отливки. Их покрывали глазурью и расписывали. Цвета росписи варьировались.
В серию шаржей вошли также портреты режиссеров Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда, актеров Василия Качалова и Ивана Москвина. Эйзенштейн демонстративно держал на книжном стеллаже в своей квартире статуэтку Мейерхольда даже после ареста своего учителя и его гибели в 1940 году.
Эйзенштейн познакомился с Прокофьевым, вероятно, через Мейерхольда. Есть свидетельство их визита втроем в букинистический магазин в 1936 году. Прокофьев, вернувшийся в СССР из эмиграции, к этому времени обосновался в Москве. В 1936 он работал над музыкой к неосуществленной постановке Мейерхольда «Борис Годунов». А в 1940 году Эйзенштейн задумался об экранизации той же трагедии Александра Пушкина с музыкой композитора.
Кинорежиссер и композитор подружились и — редкость для Эйзенштейна — были на «ты». Вдова Эйзенштейна Пера Аташева рассказывала, что однажды, проходя по Арбату, Эйзенштейн купил в магазине «Посуда» фарфоровые шаржи на Прокофьева и Мейерхольда. Вернувшись домой, он позвонил Прокофьеву и сказал:
«Сергей Сергеич! А я и не знал, — ты оказывается, посуда».
Эйзенштейн поставил шарж на Прокофьева в рабочем кабинете своей квартиры на Потылихе. В той же комнате стоял маленький кабинетный рояль «Бехштейн». За него садился Прокофьев, чтобы сыграть для режиссера темы к двум фильмам, для которых писал музыку: «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1941–1946). Во время эвакуации, в Алма-Ате, где начались и длились до 1944 года съемки картины «Иван Грозный» (завершалась картина уже в Москве на «Мосфильме»), режиссер и композитор тоже работали вместе. Сохранились кадры кинохроники 1942 года, запечатлевшей их за работой.
#2
Полное наименование: Бюст Сергея Прокофьева. Скульптурный шарж
Автор: Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.)
Дата создания: 1936 год
Техника: фарфор, глазурь, роспись надглазурная
Автор: Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.)
Дата создания: 1936 год
Техника: фарфор, глазурь, роспись надглазурная
Место создания: СССР, город Киров Калужской области
Размеры: 25×10,5×8,5 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573071
Размеры: 25×10,5×8,5 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573071
#10
Рабочий стол Эйзенштейна
#11
#13
Письменный стол — один из предметов авангардной мебели, которую разработали дизайнеры объединения «Баухауз» в Германии в середине 1920-х годов. Позже, в 1930-е, началось серийное производство этой мебели, по лицензии или с изобретением «аналогов»: в Германии, Австрии, Чехословакии. На этом столе — марка знаменитого фирменного универмага Йозефа Ротта в Праге.
Установлено, что мебель в стиле баухауз уже была в квартире на Потылихе в 1940, когда режиссер ставил оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Об этом свидетельствуют воспоминания журналистки Татьяны Тэсс, которая приходила в гости к Эйзенштейну. Вероятно, комплекс баухауз Эйзенштейн приобрел благодаря кому-то из посольства западной страны в 1938–1939 годах, либо мебель привезли в Москву после того, как советские войска заняли Западную Украину и Западную Белоруссию. Туда могли поставляться товары из Чехословакии.
На столе — предметы, которыми пользовался в работе режиссер. Светло-зеленая кабинетная лампа с поворотным кронштейном появилась у Эйзенштейна в 1947 году: режиссер заметил эту лампу в стиле баухауз в кабинете ректора ВГИКа и попросил во временное пользование, позже ВГИК разрешил вдове режиссера Пере Аташевой оставить лампу у себя.
Около лампы — игрушечный ослик: похожий стоял на столе режиссера, от него сохранилась только голова. Известно, что в детстве любимыми игрушками Сергея Эйзенштейна были именно подвижные игрушки этого рода с деталями на натянутых ниточках. Рядом — две фотографии в рамках, они стояли на подоконнике у рабочего стола: фото отца в деревянной рамке и фото с родителями, на котором будущему режиссеру один год. Снимок сделан на Рижском взморье в 1899 году. Эйзенштейн писал в мемуарах, что до седых волос ощущал себя ребенком, «мальчиком из Риги». Подносик для мелких канцелярских предметов и бамбуковый стакан для карандашей — тоже из кабинета режиссера.
Открытка с автопортретом Ван Гога также была в рабочем кабинете мастера. Любимые цвета Эйзенштейна (как и Ван Гога), «цвета Вселенной» синий и желтый, сочетаются в рабочем кабинете: солнечно-желтые стены дополняются синим шаром люстры. Эйзенштейн сам смонтировал люстру — из шара «ломоносовского» стекла XVIII века и металлических деталей от другого светильника XIX столетия, а третий элемент принадлежит уже XX веку: электричество.
Установлено, что мебель в стиле баухауз уже была в квартире на Потылихе в 1940, когда режиссер ставил оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Об этом свидетельствуют воспоминания журналистки Татьяны Тэсс, которая приходила в гости к Эйзенштейну. Вероятно, комплекс баухауз Эйзенштейн приобрел благодаря кому-то из посольства западной страны в 1938–1939 годах, либо мебель привезли в Москву после того, как советские войска заняли Западную Украину и Западную Белоруссию. Туда могли поставляться товары из Чехословакии.
На столе — предметы, которыми пользовался в работе режиссер. Светло-зеленая кабинетная лампа с поворотным кронштейном появилась у Эйзенштейна в 1947 году: режиссер заметил эту лампу в стиле баухауз в кабинете ректора ВГИКа и попросил во временное пользование, позже ВГИК разрешил вдове режиссера Пере Аташевой оставить лампу у себя.
Около лампы — игрушечный ослик: похожий стоял на столе режиссера, от него сохранилась только голова. Известно, что в детстве любимыми игрушками Сергея Эйзенштейна были именно подвижные игрушки этого рода с деталями на натянутых ниточках. Рядом — две фотографии в рамках, они стояли на подоконнике у рабочего стола: фото отца в деревянной рамке и фото с родителями, на котором будущему режиссеру один год. Снимок сделан на Рижском взморье в 1899 году. Эйзенштейн писал в мемуарах, что до седых волос ощущал себя ребенком, «мальчиком из Риги». Подносик для мелких канцелярских предметов и бамбуковый стакан для карандашей — тоже из кабинета режиссера.
Открытка с автопортретом Ван Гога также была в рабочем кабинете мастера. Любимые цвета Эйзенштейна (как и Ван Гога), «цвета Вселенной» синий и желтый, сочетаются в рабочем кабинете: солнечно-желтые стены дополняются синим шаром люстры. Эйзенштейн сам смонтировал люстру — из шара «ломоносовского» стекла XVIII века и металлических деталей от другого светильника XIX столетия, а третий элемент принадлежит уже XX веку: электричество.
#12
Полное наименование: Письменный стол в стиле баухауз
Дата создания: 1930-е годы
Техника: дерево, металл хромированный, резина
Место создания: Европа
Размеры: 75×97×62 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573141
Дата создания: 1930-е годы
Техника: дерево, металл хромированный, резина
Место создания: Европа
Размеры: 75×97×62 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573141
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться