Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чарро, Шарж на Прокофьева, Рабочий стол

Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Чарро, Шарж на Прокофьева, Рабочий стол
#9

Всадник Чарро

#8
#7
Эта соломенная фигурка всадника стояла на верхней полке углового стеллажа, слева от письменного стола в рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе. Режиссер привез ее из Мексики — там Сергей Эйзенштейн, его сорежиссер Григорий Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ провели больше года — с декабря 1930 по февраль 1932. Они работали над картиной «Que viva Mexico!» («Да здравствует Мексика!»), отснятый материал которой Эйзенштейн позже не смог получить от американских продюсеров и смонтировать.

Плетение из кукурузной соломы — традиционный народный промысел в Мексике. В коллекции режиссера есть выпуски журнала «Mexican Folkways» за 1920-е — начало 1930-х годов, где публиковались статьи о народном искусстве, в том числе о таких фигурках. «Брат» этого всадника — большой плетеный ковер с надписью «Viva Mexico» — висел на стене библиотеки Эйзенштейна.

История плетеного всадника необычна. В 1929 году во время поездки по Европе, еще до путешествия в США и Мексику, Эйзенштейн познакомился в Берлине с поэтом и драматургом-экспрессионистом Эрнстом Толлером (1893–1939). Несколько его пьес в 1920-е годы шли во многих странах мира, одну из самых известных — пьесу «Человек-масса» — напечатали в СССР в переводе Осипа Мандельштама. Когда в Берлине в 1926 году показали фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“», Толлер заявил, что советскому режиссеру удалось то, о чем он лишь мечтал.

В мемуарах Эйзенштейн вспоминал, как в 1929 году побывал в гостях у немецкого драматурга и как тот подарил ему мексиканского всадника. О том же позже рассказывала молодым исследователям его вдова Пера Аташева. Эрнст Толлер под конец визита сказал, что по восточному обычаю гость может выбрать себе на память что-то из дома хозяина. Эйзенштейн, смутившись, начал искать глазами что-нибудь в двойном экземпляре. Обнаружив две фигурки всадников, указал на одну из них. Толлер побледнел, но аккуратно завернул и вручил подарок. Позже выяснилось, что всадники — подарок актрисы Элизабет Бергнер, в которую Толлер был влюблен, а она, храня верность своему супругу, лишь привозила Толлеру сувениры из путешествий. После прихода к власти нацистов Толлер эмигрировал, всё его наследие пропало. Но сохранился подаренный всадник. Так реализовалась другая восточная мудрость — «что ты подарил, то сохранил».
#6
Полное наименование: Фигурка соломенная «Всадник на коне (Чарро)»
Дата создания: 1920-е годы
Техника: солома, плетение
Место создания: Мексика
Размеры: 23,5×24×18 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16572996
#5

Шарж на Сергея Прокофьева

#4
#3
Трехмерная карикатура старше рисованной. Ее предшественники — сатирические маски древних театров — греческого, итальянского, китайского, японского. В XIX веке были популярны смешные фарфоровые статуэтки известных персон. В 1832 Оноре Домье вылепил из глины шаржированные бюсты французских политических деятелей и портрет своего друга, журналиста Шарля Филипона — заказчика этой серии. Домье начал с лепки, чтобы лучше ухватить «натуру» тех же персонажей в литографиях.

Скульптурный дружеский шарж на композитора Сергея Прокофьева создан обратным путем: сначала были рисунки творческого коллектива Кукрыниксы, а уже по рисункам изготовили гипсовую скульптуру, а с нее — фарфоровые отливки. Их покрывали глазурью и расписывали. Цвета росписи варьировались.

В серию шаржей вошли также портреты режиссеров Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда, актеров Василия Качалова и Ивана Москвина. Эйзенштейн демонстративно держал на книжном стеллаже в своей квартире статуэтку Мейерхольда даже после ареста своего учителя и его гибели в 1940 году.

Эйзенштейн познакомился с Прокофьевым, вероятно, через Мейерхольда. Есть свидетельство их визита втроем в букинистический магазин в 1936 году. Прокофьев, вернувшийся в СССР из эмиграции, к этому времени обосновался в Москве. В 1936 он работал над музыкой к неосуществленной постановке Мейерхольда «Борис Годунов». А в 1940 году Эйзенштейн задумался об экранизации той же трагедии Александра Пушкина с музыкой композитора.

Кинорежиссер и композитор подружились и — редкость для Эйзенштейна — были на «ты». Вдова Эйзенштейна Пера Аташева рассказывала, что однажды, проходя по Арбату, Эйзенштейн купил в магазине «Посуда» фарфоровые шаржи на Прокофьева и Мейерхольда. Вернувшись домой, он позвонил Прокофьеву и сказал:

«Сергей Сергеич! А я и не знал, — ты оказывается, посуда».

Эйзенштейн поставил шарж на Прокофьева в рабочем кабинете своей квартиры на Потылихе. В той же комнате стоял маленький кабинетный рояль «Бехштейн». За него садился Прокофьев, чтобы сыграть для режиссера темы к двум фильмам, для которых писал музыку: «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1941–1946). Во время эвакуации, в Алма-Ате, где начались и длились до 1944 года съемки картины «Иван Грозный» (завершалась картина уже в Москве на «Мосфильме»), режиссер и композитор тоже работали вместе. Сохранились кадры кинохроники 1942 года, запечатлевшей их за работой.
#2
Полное наименование: Бюст Сергея Прокофьева. Скульптурный шарж
Автор: Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.)
Дата создания: 1936 год
Техника: фарфор, глазурь, роспись надглазурная
Место создания: СССР, город Киров Калужской области
Размеры: 25×10,5×8,5 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573071
#10

Рабочий стол Эйзенштейна

#11
#13
Письменный стол — один из предметов авангардной мебели, которую разработали дизайнеры объединения «Баухауз» в Германии в середине 1920-х годов. Позже, в 1930-е, началось серийное производство этой мебели, по лицензии или с изобретением «аналогов»: в Германии, Австрии, Чехословакии. На этом столе — марка знаменитого фирменного универмага Йозефа Ротта в Праге.

Установлено, что мебель в стиле баухауз уже была в квартире на Потылихе в 1940, когда режиссер ставил оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Об этом свидетельствуют воспоминания журналистки Татьяны Тэсс, которая приходила в гости к Эйзенштейну. Вероятно, комплекс баухауз Эйзенштейн приобрел благодаря кому-то из посольства западной страны в 1938–1939 годах, либо мебель привезли в Москву после того, как советские войска заняли Западную Украину и Западную Белоруссию. Туда могли поставляться товары из Чехословакии.

На столе — предметы, которыми пользовался в работе режиссер. Светло-зеленая кабинетная лампа с поворотным кронштейном появилась у Эйзенштейна в 1947 году: режиссер заметил эту лампу в стиле баухауз в кабинете ректора ВГИКа и попросил во временное пользование, позже ВГИК разрешил вдове режиссера Пере Аташевой оставить лампу у себя.

Около лампы — игрушечный ослик: похожий стоял на столе режиссера, от него сохранилась только голова. Известно, что в детстве любимыми игрушками Сергея Эйзенштейна были именно подвижные игрушки этого рода с деталями на натянутых ниточках. Рядом — две фотографии в рамках, они стояли на подоконнике у рабочего стола: фото отца в деревянной рамке и фото с родителями, на котором будущему режиссеру один год. Снимок сделан на Рижском взморье в 1899 году. Эйзенштейн писал в мемуарах, что до седых волос ощущал себя ребенком, «мальчиком из Риги». Подносик для мелких канцелярских предметов и бамбуковый стакан для карандашей — тоже из кабинета режиссера.

Открытка с автопортретом Ван Гога также была в рабочем кабинете мастера. Любимые цвета Эйзенштейна (как и Ван Гога), «цвета Вселенной» синий и желтый, сочетаются в рабочем кабинете: солнечно-желтые стены дополняются синим шаром люстры. Эйзенштейн сам смонтировал люстру — из шара «ломоносовского» стекла XVIII века и металлических деталей от другого светильника XIX столетия, а третий элемент принадлежит уже XX веку: электричество.
#12
Полное наименование: Письменный стол в стиле баухауз
Дата создания: 1930-е годы
Техника: дерево, металл хромированный, резина
Место создания: Европа
Размеры: 75×97×62 см
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
№ Госкаталога: 16573141
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чарро, Шарж на Прокофьева, Рабочий стол

Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%