Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2
Предметы на столе Д.Н. Мамина-Сибиряка
#17
Блокнот Дмитрия Мамина-Сибиряка
#28
В кабинете дома-музея представлен блокнот для записей, который принадлежал писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку. Он получил его в подарок от жены, Ольги Гувале.

Блокнот был изготовлен в XIX веке и до наших дней сохранилась только кожаная обложка. По краям она украшена тремя полосками и растительным орнаментом в технике тиснения. В центре расположены крупные позолоченные буквы «Д.Н.М-С.» — инициалы писателя.

Писатель много путешествовал по Уралу, изучал этнографию, экономику и историю, участвовал в геологических и археологических раскопках, исследовал народную жизнь и общался с простыми людьми. В такие поездки Дмитрий Мамин-Сибиряк всегда брал с собой обложку для блокнота, несколько блоков бумаги для записей и пару хорошо заточенных карандашей. Он делал записи, помечал важные фразы из разговоров, чтобы не упустить ни одной важной детали.

Записи в блокноте стали основой для многих документальных и художественных рассказов Мамина-Сибиряка, где он описывал уральскую природу и быт местного населения. В том числе, по мотивам своих наблюдений он написал очерки «От Урала до Москвы», «В камнях», «На рубеже Азии», «В худых душах» и другие.

Кроме того, во время семейных встреч и разговоров Дмитрий Мамин-Сибиряк собирал и фиксировал информацию, которую обсуждали родственники. Племянница писателя Наталья Удинцева вспоминала, что он всегда с интересом слушал и записывал в блокноты истории старшего брата: «О своих похождениях Николай Наркисович Мамин всегда рассказывал Дмитрию Наркисовичу, который всегда с интересом его выслушивал, и многое из его рассказов записывал в свою записную книжку».

Семейные предания Мамин-Сибиряк также использовал в качестве фактуры для своих произведений.
#39
Под рассказом «Башка» надо было бы подписать — «братья Мамины», потому что историю «Башки» рассказал Мите я. Я наблюдал нравы одной ночлежки и сообщил их брату.
Брат Николай Мамин писал племяннику Борису Удинцеву
#40
Некоторые из первых произведений этого времени были подписаны «Д. Сибиряк». Позже Дмитрий Мамин присоединил к своей фамилии псевдоним и прославился уже под новым именем.
#18
Полное наименование: Блокнот Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Дата создания: XIX век
Техника: картон, кожа, муаровая лента, тиснение, позолота
Размеры: 21,5×12,7 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Санкт-Петербург
#19
Вид на реку Чусовую
#29
Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк серьезно увлекался живописью, изучал разные школы и художников, которые к ним принадлежали. В коллекции дома-музея хранится копия акварельного рисунка «Вид на реку Чусовую», который создал писатель. Экспонат хранится в кабинете Мамина-Сибиряка.

Исследователи предположили, что Дмитрий Мамин-Сибиряк написал пейзаж между 1868 и 1870 годами. В это время он несколько раз сплавлялся по реке вместе с бурлаками — крестьянами, которые работали на речных судах. Скорее всего, его наблюдения стали документальной основой для картины.

На рисунке писатель изобразил Чусовую — знаменитую уральскую реку, важную для экономики региона транспортную артерию. До конца XIX века, пока здесь не построили железную дорогу, она соединяла Урал с Европой. По Чусовой сплавляли медь и железо на российские и зарубежные рынки, а вокруг возникали крупные металлургические заводы и богатые купеческие села. В надежде заработать на Чусовую приезжали тысячи бурлаков.

Чусовая — единственная река, которая берет начало на восточном склоне Уральских гор, недалеко от Екатеринбурга. Она протекает на запад, пересекает регион и впадает в Каму. Длина реки составляет 592 километра.

Во времена Мамина-Сибиряка река была более широкой и полноводной. Ее крутые скалистые берега считались опасными для барж и кораблей — в этих местах погибло множество бурлаков.

Дмитрий Мамин-Сибиряк изобразил оба берега реки. Справа расположена большая каменная скала, а перед ней лежит ствол поваленного дерева. Слева — пологий берег, заросший густыми зарослями. На горизонте виднеется лес, который покрывает уходящие вдаль холмы. Небо полностью затянуто серыми, тягучими облаками, а в спокойных водах Чусовой отражается зелень пейзажа.

Акварельный рисунок размещен в экспозиции над столом писателя, между двумя окнами. Дмитрий Мамин-Сибиряк часами работал в этом кабинете. «Вид на реку Чусовую» позволял переключить взгляд и отдохнуть от бумаг.

В этой же комнате расположена живописная работа Алексея Денисова-Уральского, друга и соратника писателя. Их пейзажи похожи, но неизвестно, писали ли они картины рядом или позаимствовали идею друг у друга.
#20
Полное наименование: Вид на реку Чусовую
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Дата создания: 1868–1870 год
Техника: бумага, акварель
Размеры: 15,5×21,5 см, в паспарту — 31,5×25 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Санкт-Петербург
#22
Фотография Михаила Салтыкова-Щедрина
#30
На столе в кабинете Дмитрия Мамина-Сибиряка расположена фотография писателя, редактора и публициста Михаила Салтыкова-Щедрина в резной деревянной рамке. Он стал учителем и примером для уральского автора несмотря на то, что они встречались только один раз в жизни.

Писатели познакомились в 1877 году в Санкт-Петербурге, в редакции журнала «Отечественные записки», где Салтыков-Щедрин был главным редактором. Мамину-Сибиряку было тогда 25 лет, и он только пробовал публиковать свои произведения. Писатель принес в издательство одну из своих ранних недоработанных рукописей. По воспоминаниям, Салтыков-Щедрин вернул ему текст и сказал: «Мы таких вещей не принимаем».

Тогда Мамин-Сибиряк написал, что его «обзатылили», но отказ заставил его усерднее работать над своими произведениями. Спустя пять лет, в октябре 1882 года, он послал в «Отечественные записки» очерк «Золотуха». Редакция приняла его к печати. Писатель поделился новостями с братом Владимиром Маминым:
#31
Володька, ликуй! Ликовствуй, прыгай и веселись! Сегодня получил письмо от самого Салтыкова, о том, что мой очерк «Золотуха» охотно принят редакцией «Отечественных записок». Я большего никогда не желал и не желаю.
#32
Затем Дмитрий Мамин-Сибиряк опубликовал в журнале очерк «Бойцы». С тех пор редактор Салтыков-Щедрин начал внимательнее относиться к писателю: вместо кратких ответов он стал отправлял письма, в которых делился с ним новостями и рассказывал о редакционных трудностях.

В 1884 году журнал «Отечественные записки» закрыли. Но переписка и дружеские отношения редактора и автора продолжались.
#33
Думаю в первых числах декабря съездить в Питер для переговоров с издателями, чтобы повидать старца Михаила Евграфовича.
Мамин-Сибиряк писал матери
#34
В 1889 году Салтыков-Щедрин умер. 6 июня, на сороковой день после смерти, в Вознесенской церкви города Екатеринбурга прошла панихида. На ней присутствовали местные писатели, актеры, режиссеры. Доподлинно неизвестно, был ли там Дмитрий Мамин-Сибиряк. Но исследователи предполагают, что он присутствовал на службе, чтобы почтить память приятеля и наставника.
#23
Полное наименование: Фотография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Дата создания: XIX век
Размеры: 12×10 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Техника: фотобумага, фотопечать
Место создания: Санкт-Петербург
#24
Лампа настольная
#35
На столе в кабинете Дмитрия Мамина-Сибиряка расположена электрическая лампа, которая принадлежала писателю. Светильник сделан из меди в конце XIX века и покрыт позолотой. Изначально Мамин-Сибиряк пользовался им как керосиновой горелкой, а позже переделал конструкцию.

Лампа хранилась в семье Маминых. В феврале 1936 года Софья Гувале, сестра Ольги Гувале, жены писателя, передала ее краеведческому музею, а в 1953 году артефакт попал в мемориальный музей Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Светильник состоит из двух частей. Снизу расположено тяжелое полое металлическое основание — бывший резервуар для керосина. Первоначально в емкость заливали горючее вещество, оттуда оно по хлопковому фитилю дозированно попадало в зону горения.

Чтобы во время работы не образовывался токсичный дым, горелка имела специальные отверстия. С их помощью в резервуар подавался воздух и отводились продукты сгорания. Свет керосиновой лампы был чуть более ярким, чем от свечи. В том случае, если светильник начинал коптить, фитиль вручную подрезали острыми ножницами.

К бывшему резервуару прикреплен патрон с лампочкой. Сверху, на штативе, находится абажур — козырек для рассеивания света. Его можно поднимать и опускать при помощи винта. Внутри в абажуре есть отверстие для лампового стекла, которое раньше защищало фитиль — этот элемент не сохранился.

Считается, что первые керосиновые лампы появились в 1853 году во Львове. Австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех, которые там проживали, доработали конструкцию масляной лампы и начали использовать в качестве горючего вещества керосин. Серийное производство подобных ламп начали в 1856 году в Америке, и вскоре они стали популярны во многих странах мира.

Когда в России начало распространятся электричество, в конце XIX — начале XX века, керосиновые лампы стали использовать меньше. На протяжении XX века они пользовались спросом в деревнях и в небольших городах.

Сейчас светильники с горючим веществом применяют редко: там, где нет электричества, во время аварийных ситуаций, а также в туристических походах.
#25
Полное наименование: Лампа настольная
Дата создания: конец XIX века
Техника: латунь, штамповка
Размеры: 63×25,5×34 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Российская империя
#27
Минералы в коробке из-под сигар
#36
В экспозиции представлена коробочка из-под сигар, внутри которой хранятся уральские минералы. Это все, что осталось от обширной коллекции камней, принадлежавшей Дмитрию Мамину-Сибиряку.

Он не только писал книги, но и работал журналистом, был общественным деятелем, изучал историю родного края, а также собирал редкие минералы. Первый комплект Мамин-Сибиряк купил у другого коллекционера, а затем начал сам искать камни на раскопках. Чаще всего писатель пополнял коллекцию во время своих путешествий по Уралу. Однажды он нашёл редкий самоцвет зелёного цвета — волконскоит, названный в честь князя Петра Волконского. Раньше из этого минерала делали краску для икон. Он также представлен в собрании дома-музея.

В коллекции Дмитрия Мамина-Сибиряка хранились и весьма крупные по размеру минералы. Поэтому он держал камни в завозне — специальном сарае по адресу улица Соборная, 27 (сейчас –– Пушкина). Там писатель проводил много времени, изучая свои образцы. Современники вспоминали, что перед походом в гости Мамин-Сибиряк набирал в сарае полные карманы маленьких камешков и дарил их в качестве сувениров.

Уральские минералы были важной темой в творчестве писателя. Мамин-Сибиряк посвятил им очерк «Самоцветы», рассказ «Вертел» и другие тексты.
#37
Едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы, на таком, сравнительно очень незначительном пространстве, природа с истинно безумной щедростью расточила свои дары. По приблизительным вычислениям, одна Высокая гора содержит в себе 35 миллиардов пудов лучшей в свете железной руды, — по этому примеру можно судить о заключающихся в земных недрах неистощимых богатствах.
Мамин-Сибиряк писал в одном из рассказов
#38
В «Вертеле» Мамин-Сибиряк описал работу гранильной мастерской, где драгоценным камням придают форму. Трудиться на таком предприятии было опасно: рабочие вдыхали мелкую пыль от обработки, у них развивались тяжелые болезни легких, а некоторые даже гибли.

Так умер герой рассказа «Вертел», маленький мальчик Прошка — в мастерской, среди своих коллег, которые не могли ему помочь. Мамин-Сибиряк подчеркивал, что в его смерти виноваты тяжелые условия работы и отсутствие техники безопасности.
#26
Полное наименование: Минералы в коробке из-под сигар
Дата создания: XIX век
Техника: дерево, бумага, минералы
Размеры: 4,2×22×13,5 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Екатеринбург
#16
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%