Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Народы Севера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Предметы ненецкого быта

0
Открыть в приложении
#2
Веник из крыльев гагары
#4
Чум — это традиционное жилище северных кочевых народов, которое они используют тысячи лет. В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг».

Главной в чуме всегда была женщина. Только она могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Сам чум, его строительство и обустройство считались женским делом. В старину мужчины только присыпали снегом или землей подол чума, чтобы в жилище не было сквозняка и пыли, а также отвечали за сакральные предметы в доме.

Благодаря форме пирамиды чум был устойчив к сильным ветрам и метелям, а снег не задерживался на его крыше. Размер чума зависел от количества деревянных шестов, которые были его каркасом. Стены зимой обшивали полотнами из оленьих шкур — нюками, — которые аккуратно чистили, ремонтировали, постригали и берегли.

На один чум уходило до 70 оленьих шкур. Летом чум покрывали берестой, но с появлением современных материалов ее заменил брезент.

Место для чума выбирали в зависимости от рода занятий семьи: рыболовы останавливались на высоких берегах рек, а оленеводы искали хорошие пастбища. Выбор места зависел и от времени года: летом чум должен был хорошо обдуваться ветром, чтобы меньше досаждали насекомые, а зимой, напротив, быть под защитой густого леса.

Чум собирали и разбирали в течение часа, в нем не было лишних вещей — все имело утилитарное значение. В чуме редко ставили шкафы и кровати, люди спали на оленьих шкурах и в верхней одежде. Из мебели в чуме был только священный ларь с домашними идолами и маленький столик: их было легко перевозить. Для отопления в чуме разводили костер прямо на земле или снегу — дым выходил через небольшое отверстие наверху. От костра в чуме было очень дымно, и копоти добавлял сальник, который использовали для освещения дома. Сегодня источник тепла в чуме — стальная печка-буржуйка.

Для поддержания чистоты в чуме женщины использовали веник из перьев гагары. Это два крыла птицы, которые соединены вместе оплеткой из дерева. Они крепятся к деревянной рукоятке при помощи ивовой лозы.
#3
Название: Веник из крыльев гагары
Дата создания: XX–XXI века
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, Россия
Техника: перья, дерево, лоза
Размеры: 48×32 см
#5
Ненецкая детская люлька
#8
Рождение детей всегда было важным событием для лесных ненцев, которые жили в суровых природных условиях. День рождения у них было принято отмечать только один раз в жизни, в день появления малыша на свет. Это был день большой радости для родителей и родственников: «В старые времена по такому случаю приглашали шамана, чтобы он посвятил ребенка в мир людей и оградил от злых духов». По случаю рождения мальчика забивали молодого оленя. Гости приносили дорогие подарки: отрезы ситца или сукна, чтобы мать могла сшить чехол для люльки, теплые пеленки из оленьей бороды, березовую труху для люльки, спички, мешочек с едой — кусочком оленьего жира, хлебом и сахаром. Богатые родственники, а также мать и отец дарили новорожденному по молодому олененку.

Первый год жизни ребенок проводил в колыбели. В ней он спал, бодрствовал, в ней его перевозили на нарте и в лодке во время перекочевок. Независимо от количества детей колыбель в ненецкой семье была одна, ее изготавливали к рождению первенца и передавали каждому следующему ребенку, пока она не изнашивалась. Каждый народ выработал свои традиции изготовления детской люльки, и конструкция ненецкой колыбели используется до сих пор. Она имеет овальную форму и плоское дно, в древности ее делали из березы или сосны и скрепляли полосками кожи, а с появлением современных материалов начали использовать листовую фанеру.

В бортике люльки есть отверстия, через которые продевают веревки или кожаные ремешки для крепления ребенка. В дне со стороны ножек малыша есть специальный выступ, к которому привязывают веревку для раскачивания люльки, а по бокам делают петли для подвешивания колыбели к шесту чума — ненецкого жилища — по аналогии с русской зыбкой. Сверху у люльки есть дуга для крепления полога, который защищает малыша от снега, ветра и насекомых.

До появления современных средств по уходу за ребенком в люльку стелили мягкую шкурку молодого олененка, сшитую конвертом, а на ножки малыша ставили специальный лоток из бересты, чтобы уберечь одеяло от намокания. Для украшения детской колыбели ненцы издавна использовали цветное сукно, металлические кольца, деревянные амулеты и бисер. Люлька была одним из главных предметов дома и ценилась как произведение искусства.
#6
Название: Ненецкая детская люлька
Дата создания: вторая половина XX века
№ Госкаталога: 5901964
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: сборка, плетение, дерево, кожа, металл
Размеры: 66×30 см
#7
Кисы женские с чижами
#10
Меховая одежда и обувь в условиях арктического климата — обязательное условие выживания для северных народов. В ненецкой национальной одежде продуманы все детали, она защищает от мороза, метели и сильного ветра, а также не мешает работать и обладает сакральным значением. Верхняя женская одежда называется «паница» или «ягушка», она сшита по крою свободной рубахи с разрезом спереди. Летом носят паницу из сукна, а зимой — из оленьего меха. Пошив одежды и обуви — это главное женское ремесло северных народов, которому девочки обучаются с раннего детства.

Ненецкая национальная меховая обувь называется «кисы» или «пимы». Это высокие меховые сапоги, легкие, теплые и удобные при долгой ходьбе даже по глубокому снегу. Состоят кисы из чулок, сшитых мехом внутрь, — их называют чижи — и верхних сапог, сделанных мехом наружу. Сапоги шьют из камуса — это мех с голени оленя, он отличается жестким ворсом. На женские кисы расходуется около восьми камусов. Покрой женских пимов отличается от мужских, а узор расположен значительно ниже — возможно, потому, что женская одежда длиннее и закрывает большую часть сапог.

На женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов, как на мужской обуви, — это связано с религиозными представлениями ненцев. В отличие от мужских кисов, женские подвязывают не под коленом, а только ремнями к поясу. Большим мастерством считается умение сшивать по семь меховых полосок в декоративную мозаику для украшения пимов. Особенно красивыми и редкими считаются белые кисы, потому что белый олень — это священное животное, которое в древности посвящали главному ненецкому богу Нуму.

Для украшения кисов используют аппликацию, вышивку или выскабливание. Технология зависит от мастерства и вкуса женщины, а также от характера человека, для которого делают обувь.

Женские кисы часто украшены ромбовидным узором: «головки», «телячьи рожки», «чум», — а кисы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который сообщает, что обувь принадлежит малышке, пугливой, как заяц. В современный орнамент добавляют кисточки, отчего узор становится четким и ярким.

Для хранения женской обуви шьют мешок из замши, который лежит на специальной нарте отдельно от других вещей. Ненцы верят, что шаг женщины сакрально нечистый и ведет в Нижний мир, поэтому ей запрещено переступать через разные предметы, особенно связанные с оленеводством.
#9
Название: Кисы женские с чижами
Дата создания: XX–XXI века
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, Россия
Техника: обработка меха, шитье
Размеры: 64×25 см
#12
Кисы мужские с чижами
#13
Зимой температура воздуха в Западной Сибири опускается до −50 градусов по Цельсию, поэтому теплая одежда и обувь — это обязательные условия для выживания. Изготовлением одежды у лесных ненцев издавна занимаются женщины, которые с раннего детства обучаются швейному мастерству у старших в семье. Главный материал для ненецкой одежды — это шкуры оленя. Зимой ненцы носят двухстороннюю меховую обувь, которую называют «кисы» или «пема».

О многослойности традиционной ненецкой обуви говорит старая загадка рода Айваседо: «Выходя на улицу — ныряет в товарища». Дело в том, что в сапоги-кисы вставлены чижи — меховые чулки, которые шьют из телячьих зимних шкур мехом внутрь. Кисы надевают поверх чулок и подвязывают под коленом кожаным ремешком или цветной сплетенной из шерстяных ниток лентой. Стельки для сапог делают из сухой травы.

Голенище у ненецких сапог высокое, до бедра, с косо срезанным верхом. Оно сшито из полос камуса — жесткого меха с голени оленя. Его пришивают к подошве при помощи двух рядов союзок: нижнего, огибающего всю ступню от пятки до носа, и верхнего в виде клинышков разной длины. Шьют кисы одинаковыми на обе ноги, а форма правого и левого сапога формируется в процессе ношения.

Ненецкая обувь не только сохраняет тепло и не продувается северными ветрами, но и остается водонепроницаемой: мастера для этого коптят материал. Подошву мужской обуви шьют из шкуры, снятой с суставов ног или лба оленя. Ворс на подошве располагают против движения, чтобы обувь не скользила и было легче идти по снегу. Сшивают части сапог нитями из животных сухожилий.

Отличить женскую ненецкую обувь от мужской можно по узору, который спускается сверху вниз. Обувь украшена полосками — это символы запретов, или кивов: нельзя воровать, убивать, сквернословить, обижать слабого. Долгое время орнамент заменял людям письменность, сопровождая человека от рождения до смерти. Рисунок на одежде и предметах был призван обозначить место человека в обществе и уберечь его от невзгод, принести удачу. Древние традиции орнамента женской и мужской зимней обуви существуют у ненцев до сих пор.
#11
Название: Кисы мужские с чижами
Дата создания: вторая половина XX века
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: шитьё
Размеры: 76×31 см
#14
Чум — традиционное жилище ненцев
#16
Чум — традиционное жилище лесных ненцев. В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг». Только женщина могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум».

Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни. Он быстро собирается и разбирается, не теряя в прочности и тепле. Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности. На вершине чума есть дымовое отверстие, и тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах и по кругу опускается вниз. Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека.

Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел. В зависимости от рода занятий семья выбирает место для сезонного стойбища — высокие берега рек или ягельные пастбища с оленьим мхом.

На выбор места для строительства чума влияет и время года: летом место должно быть открытым и хорошо продуваемым, чтобы людям и животным меньше досаждали комары и гнус. Зимой ненцы выбирают лесные поляны, окруженные высоким лесом для защиты от холодных ветров. Зимой чум покрывают нюками — это шкуры северных оленей, плотно сшитые нитками из сухожилий. Летом нюки выбивают, чистят, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.

В старину летом чумы покрывали берестой, но сегодня эта технология почти утрачена и лесные ненцы используют брезент.
#15
Название: Чум — традиционное жилище ненцев
Дата создания: вторая половина XX века
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: шитье, строгание
Размеры: 350×300×300 см
#18
Тушан — женская сумочка для рукоделия
#19
Одни из самых популярных атрибутов кочевых ненцев — мягкие сумки и мешки из оленьей шкуры. Они различаются по размеру и служат для хранения и перевозки разных предметов быта: одежды, обуви, белья, инструментов. Тушан — это небольшая женская сумочка для швейных принадлежностей. Издавна ненецкая женщина вручную шила одежду для всей семьи, а также стены дома-чума. Тушан — это символ традиций, которые много веков переходят от матери к дочери.

Первую сумочку для рукоделия девочка получает в семь лет и хранит ее всю жизнь как талисман. В древности северный народ наделял смыслом каждую деталь мешочка: одна его сторона означала день, а другая — ночь.

Шили тушан из замши или шкурок с оленьих лбов, а места глазниц расшивали суконным кантом.

Украшали сумочки мозаикой, вышивкой и аппликацией. Орнамент у ненцев — это «узорная письменность», которая показывает связь оленя, чума и человека. Этот мотив исполнен и на тушане из коллекции Пуровского музея. Чум отражается в глазах оленя, а из чума оленя видит человек. Белая часть сумочки — это снег, узоры — люди, треугольники — дома-чумы. Орнамент на лбу оленя указывает, что в тундре он всему голова. Кайма из белого меха — это горизонт, а суконные полоски — дороги и тропинки, следы людей, оленей и зверей.

Сумочка тушан была главным символом достоинства женщины и ее труда, равно как для мужчины пояс с ножом, рабочими инструментами и амулетами. Женщины складывали в тушан игольницы, наперстки, нити из оленьих сухожилий, лоскутки сукна, бусины и кольца для декора. На тушан крепили обрядовую сумочку с кусочками меха, высушенными внутренностями и костями выдры.

У сумочки-тушан есть свой хозяин или дух — это паук. Он без устали ткет свою паутину, как и женщина ежедневно чинит и шьет одежду для своей семьи. Если женщина убивала паука или рвала его паутину, она могла потерять все швейные принадлежности и остаться «без рук». Паука по-ненецки называют «ними ката» — «бабушка иголок».

Молодая жена забирает с собой тушан, когда переезжает в дом мужа. Если жених беден, не может выкупить невесту и крадет ее против воли родителей, они не дают ей приданого — ни оленей, ни одежды, ни обуви. Такую невесту называют «тущанли минена», что означает «принесшая в чужую семью только свою женскую сумочку».
#17
Название: Тушан — женская сумочка для рукоделия
Дата создания: вторая половина XX века
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: шитье, вышивка, меховая мозаика
Размеры: 30,5×23,5 см
#21
Туесок берестяной для ягод
#22
Домашняя утварь — это важная часть материальной культуры народа, которая помогает представить его историю и быт. Ненецкие предметы домашнего обихода приспособлены для кочевой жизни. Ненцы не занимались гончарным ремеслом и пользовались деревянной посудой, доступной и прочной. Использовали ненцы и бересту — верхний слой коры березы. Из нее делали блюда, ложки, туески и коробы.

Ложки ненцы вырезали из разных пород дерева, в зависимости от их назначения. Ложки различались по длине ручки и глубине полости. Ложка-черпак для выемки рыбы и мяса была до 60 см в длину, что позволяло перемешивать пищу во время варки в большом котле над костром. Ложка для сбора жира была вдвое короче, но в четыре раза глубже.

Для хранения мяса и рыбы ненцы использовали большие подносы и блюда. Вареную рыбу или мясо выкладывали на большое деревянное блюдо в форме ладьи с плоским дном. Ширина блюда была обычно 25 см, а длина — 50 см. Оно было удобно в использовании и очень устойчиво.

В берестяных туесах многие народы издавна хранили напитки и продукты питания. Береста обладает природным антибактериальным свойством, она не пропускает влагу, но дышит. Продукты в ней сохраняют свою температуру и долго остаются свежими. С берестяными туесами ходят за ягодами: морошкой, клюквой, брусникой, голубикой, черникой. Из ягод северяне делают морсы, чаи, кисели, варят варенье, смешивают с рыбой и мясом. Впрок ягоду сушат, мочат и маринуют.

Заготовкой бересты и изготовлением посуды у ненцев всегда занимались женщины. Собранную бересту размачивали в горячей воде, чтобы сухая ломкая кора стала мягкой и эластичной. Мелкую утварь делали из сырой бересты, выдержанной в росистой траве. Если требовались большие берестяные полотнища, их сшивали из отдельных кусков сухожильными нитями.

С приходом на ямальские земли русских поселенцев деревянная посуда постепенно стала выходить из употребления, вместо нее появились эмалированные и пластмассовые емкости. Традиционные черпаки заменили половниками, деревянные ложки — металлическими, чайники — термосами. Берестяные туески ненцы используют до сих пор, эта традиция возвращается и в русский быт.
#20
Название: Туесок берестяной для ягод
Дата создания: 1976
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: обработка бересты
Размеры: 50,5×27,5 см
#24
Котел бытовой
#25
Ненцы — северный кочевой народ, который часто переезжает с места на место со всем хозяйством и стадом домашних оленей. В разборном ненецком доме — чуме — у каждой вещи есть свое место и назначение, лишние предметы утяжеляют сборы. Все инструменты и утварь в традиционной культуре лесных ненцев направлены на сотрудничество с природой, от которой полностью зависит человек в тундре. Пользу предмета для ненцев определяло единство его символического и практического смысла.

Важное значение имеет и сам процесс изготовления вещей, придания ей определенной формы, цвета, нанесения орнамента. Так, во время шитья одежды женщины произносят внутренний монолог или напевают песню, посвященную будущему хозяину вещи. В ненецких сказках и мифах предметы быта обладают сверхъестественными силами и возможностями. Это объясняется и шаманизмом, традиционным верованием ненцев, согласно которому каждая часть живой и неживой природы имеет свой дух. Духи вещей и явлений находятся в постоянной связи с человеком и влияют на его жизнь.

Металлическая столовая посуда стала появляться у лесных ненцев в XVII веке, с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и русскими поселенцами. Первыми предметами нового быта стали чайники, котлы и ложки. Они были изготовлены из меди, чугуна или железа; у чайников и котлов не было крышек, но была дужка для подвешивания над костром. Котел был почти в каждой ненецкой семье, его берегли и относились с уважением. Горящий очаг в жилище, полный котел мяса или рыбы на огне были символом стабильности и достатка семьи. Если вечером «варили котел» — значит, день прожили хорошо, добыча была.

Котлы были в форме круглого таза с широким плоским дном и невысокими стенками. Традиционный набор домашней утвари в быту лесных ненцев сохранялся вплоть до конца 1930-х годов. Постепенно из употребления стали выходить деревянные блюда, вместо них современные ненцы используют эмалированные и пластмассовые емкости. Традиционные черпаки заменяют поварешками, а деревянные ложки — металлическими. Вместо медных чайников и котлов теперь используют эмалированные ведра и термосы.
#23
Название: Котел бытовой
Дата создания: 1980-е годы
№ Госкаталога: 6372877 
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: обработка металла
Размеры: 19×35 см
#26
Ненецкая женская сумочка
#28
Ненцы — это северный кочевой народ, у которого каждый бытовой предмет выполняет утилитарную функцию. Одни из самых популярных атрибутов — «патку», мягкие сумки и мешки из оленьей шкуры. Они служат для хранения меха, снятого с ног и головы оленя, заготовок для пошива меховой обуви, запаса древесных стружек, перьев.

Большие хозяйственные мешки также используют в качестве подушки и утепления в чуме. Патку шьют из двух одинаковых половин, нередко в форме полумесяца. Лицевую сторону сумки нарядно украшают, и по сложности техники можно определить время ее изготовления. Ненецкое декоративное мастерство началось со сборного меха разного цвета и пришло к вышивке шахматным узором и мозаичным орнаментом. Об этом говорит и старая ненецкая загадка о сумке: «Старуха из ста заплат».

Ненецкие сумки бывают нескольких типов по размеру и назначению. Средний размер меховых сумок — 40×60 см. Вдоль устья пришивают парные ремешки для завязывания, а края обшивают полосой ровдуги — сыромятной кожи. Для хранения женских вещей — обуви и нижнего белья — используют сумки, которые называют «шупаты». Это важный атрибут личного женского имущества. В чуме шупаты имеют строго отведенное место на женской половине — на краю постели перед входом в чум.

В небольших сумочки другого типа — тушанах — хранят рукодельные принадлежности: иглы, наперстки, лоскутки меха, нити из сухожилий. Тушаны шьют из двух овальных отрезов меха, а в боковых швах украшают полосами из цветной кожи или сукна. Каждая ненецкая девочка в семь лет обучается навыкам шитья и получает собственную сумочку тушан для хранения швейных предметов. По традиции такая сумочка сопровождает женщину в свадебном караване — она едет вместе с невестой в одной нарте.

Ненецкие девушки считают сумочку для рукоделия своим талисманом и подружкой, с которой можно разделить все секреты.

По северным поверьям сумочку для рукоделия запрещено хранить пустой, и у нее есть своя покровительница — ними ката. Ее образ лесные ненки связывают с пауком, который бесконечно плетет кружева, как и женщина всю жизнь шьет, чтобы одеть и согреть всю свою семью.
#27
Название: Ненецкая женская сумочка
Дата создания: 2001
№ Госкаталога: 19260902
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: ткань, шкура оленя, пошив
Размеры: 19×35 см
#30
Циновка
#32
Жилище кочевого ненецкого народа называется «чум». Оно быстро разбирается и строится заново, а состоит из деревянных жердей и сшитых оленьих шкур. Внутреннее убранство чума сделано из природных материалов: кожи, дерева, шерсти, бересты, меха. Чум возводят прямо на земле или на снегу. Из глубокой древности идут традиции изготовления напольных покрытий из натуральных материалов. Еще до того, как люди научились обрабатывать шерсть животных и прясть из нее нити, они обратили внимание на то, как крепки некоторые растения. Волокна трав, кустов и деревьев люди стали использовать для своего быта.

Домашние коврики, сделанные из растительных волокон, известны под названием «циновка». Это слово происходит от неверного произношения французского china — так называли коврики из Китая, вошедшие в обиход европейцев в XIX веке на волне увлечения Востоком. Циновки плетут вручную, это трудоемкий и кропотливый процесс. Для изготовления циновок, которыми покрывают пол в чуме, ненцы используют высушенную осоку и тонкие молодые березовые стволы.

Ненецкие циновки могут быть круглыми и прямоугольными. По одной из самых простых технологий плетения циновки нужно сшивать сложенные из травы полосы в большое полотнище. Ненцы складывают узкие пучки из сушеной осоки или ивовых прутьев, затем от них отрезают куски нужной длины и соединяют их сухожильными нитями.

Новые места для стойбища ненцы выбирают по роду своего основного занятия: оленеводы ищут пастбища для домашних оленей, а рыболовы — водоемы для промысла. Определив место, все члены ненецкой семьи приступают к его обустройству. Традиционно возведением чума занимаются женщины и девочки-подростки.

После покрытия чума оленьими шкурами они приступают к организации внутреннего пространства жилища.

В центре с двух сторон от очага кладут бревна, которые предохраняют пол от возгорания, а затем выстилают доски. Между половыми досками и стенами чума устраивают постель: вниз кладут еловый лапник, а на него циновки из молодых берез. Сверху стелют циновку помягче, из травы, мешки с оленьим ворсом, оленьи шкуры и перину. Подушки кладут к стенке чума, и семья спит ногами к очагу. Укрываются, как правило, женской ягушкой.
#29
Название: Циновка
Место создания: Ямало-Ненецкий АО, СССР
Техника: сборка, плетение
Размеры: 70×66 см
#31
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Предметы ненецкого быта

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%