Пятнадцать деревянных тонких прямоугольных дощечек. На каждой из них по четыре небольших круглых отверстия в углах. Подобное приспособление является одним из древних способов узорного тканья «на дощечках». Набор может насчитывать от 20 до 100 дощечек. Такие дощечки ещё называли «топки». По-видимому, слово «топки» произошло от «топить», то есть, это любые маленькие, легко сгорающие кусочки дерева. Данная техника применялась рукодельницами Европы и Азии еще в XI–XII веках. Позднее этот способ тканья поясов был распространен повсеместно. Особенно полюбился в России. Связано это с тем, что обязательным элементом и женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. Ходить без пояса, «распоясаться» считалось большим грехом и неприличием.
Приспособление для тканья поясов и опоясок
Время создания
конец XIX - начало ХХ веков
Место создания
Тюменская область, Россия
Размер
8х7,3 см
Техника
дерево
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Неизвестный автор
Приспособление для тканья поясов и опоясок
#2
#6
Пояс в древнерусском костюме играл сакральное значение, выполнял функцию оберега. В разном возрасте люди носили разные пояски. Для ребёнка хватало просто кручёного шнурка, для подростков, девушек и парней, это были потолще пояски, кручёные уже из большего числа нитей с каким-то незамысловатым рисунком. Затем с возрастом пояс становился всё шире. А самый красивый, самый нарядный пояс был бранный, выполненный на свадьбу с вытканной на поясе молитвой или с посвящением конкретному человеку. Пояса различались по технологиям тканья, по орнаментации, по цветовой гамме. Его носили мужчины и женщины. Земледельцы носили тканые пояса украшенные знаками плодородия, которые должны были придать силы в работе, здоровье, магическую силу роста урожаю.
Данный технический прием тканья на дощечках давал большое разнообразие в узорах. На тканых поясах и опоясках часто встречались изображения ромбов, кругов, треугольников, свастик, имеющих значение оберегов. Кроме того, подобный способ тканья «на дощечках» давал возможность «писать» слова молитв, дарений, имен одаряемых. Ширина изделий определялась количеством дощечек.
#5
Существовало две техники ткачества на дощечках: закладная, где узор получался из расположения цветных ниток при заправке; и техника переброса, когда рисунок приобретался при перемене дощечек местами. Сам процесс тканья был относительно простым. Сначала мастерица готовила основу. Для этого в каждое отверстие дощечки она пропускала по одной нити в определенном порядке, чаще всего навстречу друг другу. Один конец основы прикреплялся к гвоздю, вбитому в стену, обвязывался вокруг поясницы. Заблаговременно готовился и уток. Ткали следующим образом: нить утка прокидывали через основу и поворачивали дощечки. Каждый раз при повороте дощечек по «солнышку» или против него ровно на четверть, образовывался новый зев, в который пропускали уток. Узор получался чаще всего благодаря сочетанию механически прокрученных разных цветов нитей в основе.
#4
Подобным же образом изготовляли красивую тесьму и шнуры в свое время Викинги и англосаксы. Она использовались для отделки одежды. Таким методом ткали и головные повязки. Тесьма украшалась шелком, отделывалась золотыми и серебряными нитями, вышивалась бисером, жемчугом и драгоценными камнями, украшалась металлическими накладками.
#7
ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
читать дальшескрыть
Приспособление для тканья поясов и опоясок
Время создания
конец XIX - начало ХХ веков
Место создания
Тюменская область, Россия
Размер
8х7,3 см
Техника
дерево
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться