Крестьянский быт прост, каждая изба — это и столовая, и текстильно-прядильный комбинат в одном помещении. Каждый предмет в хозяйстве, имея своё непосредственное назначение, входил в «команду» для создания нового продукта. Так, чтобы получить домотканый холст, требовались более десятка приспособлений и орудий труда — для посева льна, очищения льняного волокна, прядения и ткачества. И, всё же, ведущая роль в этом процессе отводилась прялке. «Прялка не Бог, а рубаху даёт», — говорили наши предки.
Суть прядения заключалась в скручивании непрерывной длинной нити. Древнейшими и простейшими приспособлениями для этого были ручная прялка и веретено. «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» — из этой загадки мы узнаем, прежде всего, из какого материала делались прялки.
У составной прялки донце вырезали из осины или липы, верхнюю часть — лопаску, к которой крепили кудель, чаще всего делали из клёна. Существовали и цельные прялки, изготавливаемые из ствола сосны или ели, выкопанного с корнем. Веретёна же были берёзовые. Оба вида прялок представлены в бытовой экспозиции музея. Они, в отличии от богато декорированных росписью или резьбой праздничных прялок, являются скромными будничными труженицами. Тем не менее, отдельные элементы этих прялок, весьма примечательны.
На Руси ручная прялка, появилась в глубокой древности и стала обязательным предметом крестьянского быта и народных ремесел, передаваемых из поколения в поколение. Прялка была неизменной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. В литературе или фольклоре трудолюбивую хозяйку чаще всего изображали именно за прялкой, где вручную пряха скручивала нить из «кудели» — волокна для прядения. Затем из нитей уже ткали ткань и шили одежду.
В районном краеведческом музее имеется прялка корневая, расписная. В оформлении использованы: раскраска и кистевая роспись маслом. Вырезана из целого куска дерева. Состоит из донца и лопасти, соединенное ложкой. Украшена узором, цветы на зеленом поле и птицы.
Отличительной особенностью декора лопаски — является, оригинальная цветочная роспись, занимающая большую часть поверхности лицевой и нижнюю — оборотной стороны. Крупный букет цветов свободного кистевого рисунка привлекают своей яркой раскраской, цветы с крупными копьевидными листьями, окруженными усиками черного контура.