Расписная прялка была сделана в старинном городе Каргополь Архангельской области.
Каргополье — понятие не только географическое, но и культурное, историческое. Город Каргополь и бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии — своего рода заповедник народной культуры. Здесь на протяжении многих веков складывались самобытные художественные традиции в различных областях искусства. Каменное и деревянное зодчество, иконопись, резьба и роспись по дереву, гончарство, обработка металлов, узорное ткачество, набойка, вышивка — таков далеко не полный перечень видов творчества, которыми занимались жители Каргополья. Представленная в экспозиции прялка — образец высокого художественного мастерства каргопольских мастеров.
Прялка — это хозяйственная утварь, служившая для прядения ниток из пеньки, льна или шерсти.
В прялке различались лопасть или лопаска — относительно широкая плоская верхняя часть, доска для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, узкое, длинное и плоское, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Пряха, вытягивая из пучка вычесанной кудели несколько волокон, пальцами одной руки предварительно скручивала их, а другой окончательно ссучивала, наматывая нить на вращающееся веретено.
Различались прялка-«копыл», вырубленная из высокого пня ели или сосны с отходящим от него корнем, и прялка-«точенка», у которой ножка вместе с лопастью, вставлялась в отдельно выполненное донце. Инструментами служили топор, долото, нож, позже — токарный станок.
Прялки в экспозиции — копыл, т. е. сделаны из цельного куска древесины. Они имеют лопасть в виде доски прямоугольной формы гармоничных пропорций, переходящую в ножку-стояк. Верхний прямой срез лопасти прялки украшают «городки» в виде ряда кружков, а нижний край — «сережки» тех же вариаций формы.
Прялки обильно украшались резьбой, росписью, служили украшением избы; богато украшенные прялки женихи дарили невестам, и они передавались от матери к дочери. Орнаментация каргопольских прялок, играющая узорочьем и светотенью, завораживает своей неповторимой красотой и при этом не разрушает общий архитектурно-выразительный образ прялки. Предмет предстает во всей своей целостности формы и убранства.