Прялка с остатками росписи
Пряли и ткали женщины только в свободное от домашней и полевой работы время. Таким временем были поздняя осень и зима. Прядильный сезон продолжался с октября по март. За это время нужно было напрясть и наткать ткани столько, чтобы обшить всю семью. Помогали в этом и маленькие девочки. Их с раннего возраста приучали к труду.
Одной из целей воспитания девочек было вырастить из них «тонкопрях». К этой работе готовили практически с рождения. На прялке или веретене девочке перерезали пуповину, помещали в ее колыбель детскую прялку. На родинах желали стать хорошей пряхой: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Крестной девочку передавали через прялку.
Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон. Первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой, в некоторых местах она только вдыхала дым горящей нити. Этот обряд должен был сохранить трудолюбие и искусство рукодельницы до конца дней.
Обучению придавалось огромное значение ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть одну–две пасмы, то есть около 30–60 метров нити. Заданный урок старались выполнить любыми путями. Долгое время процесс обучения проходил под присмотром старших — бабушек. Вместе с бабушками девочки ходили на посиделки, песни пели, разговаривали. Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения принятые в обществе. Именно тогда в её память откладывались сотни услышанных песен, «старин», сказок, историй.
Прялка с остатками росписи
