Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Прялка: нити долгой жизни»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Прялка с остатками росписи

Время создания
начало XX века
Место создания
Костромская губерния
Размер
60x22x84,5 см
Техника
дерево, столярная работа
0
Открыть в приложении
#3
Невозможно сейчас установить, когда на Руси появились прялки. Ясно только, что это было в глубокой древности. Самую древнюю прялку нашли в Вологодской области на реке Модлоне. Она датируется началом II тысячелетия до н. э.
#5
Наши прапрабабушки все, что связано с прядением и ткачеством, усваивали с детства. И воспринимали этот нелёгкий труд не как нудную обязанность, а как почти магическое действо. Сами слова «кудель», кудь — «чары» и кудесник, кудесница — от одного корня. В славянской традиции кудель была символом женского начала и оберегом от нечистой силы. 

Пряли и ткали женщины только в свободное от домашней и полевой работы время. Таким временем были поздняя осень и зима. Прядильный сезон продолжался с октября по март. За это время нужно было напрясть и наткать ткани столько, чтобы обшить всю семью. Помогали в этом и маленькие девочки. Их с раннего возраста приучали к труду.

#4

Одной из целей воспитания девочек было вырастить из них «тонкопрях». К этой работе готовили практически с рождения. На прялке или веретене девочке перерезали пуповину, помещали в ее колыбель детскую прялку. На родинах желали стать хорошей пряхой: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Крестной девочку передавали через прялку. 

#6

Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон. Первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой, в некоторых местах она только вдыхала дым горящей нити. Этот обряд должен был сохранить трудолюбие и искусство рукодельницы до конца дней.


Обучению придавалось огромное значение ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть одну–две пасмы, то есть около 30–60 метров нити. Заданный урок старались выполнить любыми путями. Долгое время процесс обучения проходил под присмотром старших — бабушек. Вместе с бабушками девочки ходили на посиделки, песни пели, разговаривали. Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения принятые в обществе. Именно тогда в её память откладывались сотни услышанных песен, «старин», сказок, историй.

читать дальшескрыть

Прялка с остатками росписи

Время создания
начало XX века
Место создания
Костромская губерния
Размер
60x22x84,5 см
Техника
дерево, столярная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%