Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Труд и быт коренного населения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Прялка, терки-вальки, молоток -кол, верет, сов

0
Открыть в приложении
#1

Прялка

#2

Ручное прядение, процесс получения нити из растительных или шерстяных волокон, — одно из наиболее древних ремесел, освоенных человеком.

Обработку овечьей шерсти, прядение из нее и вязание на спицах шорцы освоили только начиная с 1830-х годов, когда тесно познакомились с хозяйственной культурой русских. До этого основным сырьем служили волокна крапивы и конопли — сначала дикой, позднее посевной.

Традиционным инструментом для прядения у шорских женщин был горизонтальный станок кендырь тыбег. На нем ткали холсты, из которых потом шили халаты kendir, рубашки kѳbnek, штаны ştan, шапки pѳryk, мужские, женские и детские вещи для повседневного ношения и отправления ритуалов. Для шитья использовали нитки из кендыря или сухожилий оленя или марала.

Подробное описание этого устройства приводит этнограф Леонид Павлович Потапов в своих «Очерках»:

#3

[Станок] имел две ниченки… Одна из них была неподвижной. Станок состоял из двух кольев (yrgen), между которыми натягивалась основа (ocum cibe). Подвижная ниченка укреплялась на палочке (kuzuk agazь), поддерживаемой двумя вилкообразными ножками (tajak). Основу разделял прибор otra, представляющий собой две параллельные деревянные дощечки… скрепленные двумя колышками, удерживающими дощечки на расстоянии 12–15 см одну от другой. Имелся перекрест (tanmak), также разделяющий основу, покрытый мелкими поперечными зарубками (tanmak tiƶi), в которые вкладывались по одной все нитки основы. Палочка paskьş служила для образования второго ряда основы.

#4

На Руси бытовали разборные прялки-гребни и прялки с лопастью. В Сибири, как и на Алтае и Урале, прижились прялки второго типа. Делали их как разборными, так и цельными, из куска сосны или ели с корневищем. Лопасть (верхняя часть прялки) предназначалась для привязывания кудели, плоское донце служило для пряхи сиденьем.

Левой рукой мастерица вытягивала из кудели нитку, скручивала ее пальцами, затем наматывала на веретено и захлестывала петлей на его верхнем конце. Это не позволяло нити размотаться и соскочить в процессе работы.

Шорки пользовались при прядении деревянными веретенами-пиками. На одном, суживающемся конце «пики» делали косой надрез для фиксации нитки, на другом был круглый плоский камень, усиливающий инерцию. Веретено приводили в движение ладонью правой руки, а пальцем левой придерживали нить. В качестве своеобразной «катушки» для готовой пряжи в стену дома вбивали колья — основу кендырь чугурча.
#5
Название: Прялка
Дата создания: середина XIX века
№ Госкаталога:
Место создания: Российская империя, Горная Шория
Техника: дерево
Размеры: 46×5×5 см
#6
Терки-вальки
#7

В промысле кедрового ореха наиболее урожайным считался каждый третий год. Выходили на сбор с середины августа, когда шишки созревали настолько, что легко отрывались и падали на землю, и продолжали работу до поздней осени, обычно до первого снега.

Каждое большое семейство (сеок, сеёк) промышляло на своем участке, который носил название пагла (буквально — «место для лазания»).

После того как из отлежавшихся шишек уходила смола, их шелушили на вальках-терках ушпе, чтобы извлечь орехи. Исследователь Сибири Сергей Порфирьевич Швецов описывал этот процесс так:

#8

При чистке ореха рабочий садится на гладкий конец нижней доски, на зарубки кидает ореховые шишки, которые и растирает зубцами другой доски, держа последнюю обеими руками.

#9

В экспозиции представлена пара деревянных вальков-терок с поперечными, треугольными в сечении ребрами. Более длинный нижний с 15 ребрами служил основанием, на него укладывали целую шишку. Верхний валек использовали собственно для растирания.

Ушпе не следует путать с другой разновидностью терки под названием паспак.

Учебник шорского языка под редакцией лингвиста Электрона Фёдоровича Чиспиякова предлагает такие определения:

#10

Ушпе — валек с зазубринами для разбивания кедровых шишек», «паспак — зернотерка, каменная терка.

#11

К обработке теркой паспак переходили после того, как шишки были отшелушены. Кроме того, паспак использовали для перетирания зерен в муку. По данным этнографов, до наших дней дошли три древних шорских приспособления с одинаковым назначением: паспак (годился также для растирания соли), ручная каменная же мельница тербен с двумя жерновами и сак — деревянная ступа с пестом, вырубленная из кедрового, реже березового или осинового отрубка. Мукомольной работой занимались женщины, шелушение же кедровых шишек было, как правило, обязанностью мужчин.

Еще в 1859 году миссионер Василий Иванович Вербицкий отмечал:
#12

Общий их [состоятельных мрасских шорцев] порок — лихоимство: без больших процентов не ссудят бедного.

#13

Кедровые орехи, как и пушнина, были единственным (кроме отработки) способом охотников расплатиться за приобретенные товары, чем, по свидетельству историков, злоупотребляли местные кредиторы.

#14
Название: Терки-вальки
Дата создания: начало XX века
№ Госкаталога:
Место создания: Российская империя, Горная Шория
Техника: дерево, вырезание
Размеры: большой — 87×17×9 см, малый — 69×11×4 см
#15
Молоток-колотушка
#16

Среди главных таежных богатств Горной Шории выделяются ценная древесина, промысловый зверь и кедровый орех. Сбор орехов как прибыльное занятие существует по сей день.

Кедровые деревья бывают «нелазовыми» и ветвистыми таежными, которые считаются втрое более плодовитыми. Делятся кедровники на ближние, находящиеся в общем пользовании, и дальние, промысловые. Их издавна закрепляли за конкретными родами и семьями, подобно охотничьим угодьям. Долгое время эти участки переходили по наследству, заходить же на чужой кедровник дозволялось только с согласия его хозяев.

В лес уходили на весь срок, с середины августа до поздней осени, целыми артелями, включая женщин и детей.

К промыслу начинали готовиться еще в середине лета. В центре кедрачей, около родников, выстраивали стан: жилища-балаганы одаг из веток и жердей (на один сезон) или бревен (долгосрочные) и квадратный бревенчатый (на четырех столбах) амбар анмар для хранения орехов.

Завозили, погрузив на лошадей, провиант, снаряжение, ружья и боеприпасы, приводили собак. Как и продукты, орудия труда держали в бревенчатом амбаре или в балагане, поставленном на высокие «стулья», для защиты от грызунов.

Существовало несколько способов собирать орехи. В таежных кедрачах сборщики залезали на дерево по бревенчатой лестнице тапты и там сбивали шишки молотками-колотушками или просто ногами. Практиковался также сбор падалицы тушкин после сильного ветра и колот, когда стволы «нелазовых» деревьев оббивали тяжелыми молотками с длинной рукоятью.

Женщины и дети переносили добычу в лагерь в мешках аннык кааба или берестяных лукошках тергеш, ссыпали в закрома и давали несколько дней отлежаться и освободиться от смолы. Затем мужчины разминали шишки вальками ушпе и перетирали на деревянных терках паспак (пабрык). Далее орехи из давленых шишек просеивали через крупноячеистое сито элек и веяли с помощью ручных веялок саргаш. Для этой же цели использовались деревянные лопатки, которыми собранное накидывали на растянутый холст: легкие сор и пустые скорлупки отсеивались в ходе этого подбрасывания.

От стана орехи доставляли в поселки уже по первому снегу, навьючив на лошадей или погрузив на сани.

Особенно популярен стал кедровый промысел Горной Шории в конце XIX — начале XX века, с развитием торговых отношений.
#17
Название: Молоток-колотушка
Дата создания: начало XX века
№ Госкаталога: 36728023
Место создания: Российская империя, Горная Шория
Техника: дерево
Размеры: 46,5×37,5×9 см
#18
Веретено
#19

Вплоть до первой половины XX века у шорского народа в Кемеровской области бытовало крапивное и конопляное ткачество. Осенью коноплю вырывали с корнем, собирали в снопы и высушивали в крытом помещении, обмолачивали с помощью палок и веяли, чтобы очистить от костры. Высохшие стебли разламывали посередине, вручную сдирали с них остатки волокон и связывали в пучки (эта работа получила название кендир сойорага, то есть «обдирание конопли»).

Чтобы срастить волокна в нить, их концы смачивали слюной, размягчали зубами и слегка подкручивали указательным пальцем. Нить сматывали в круглую трубочку и убирали в коробку из бересты. Процесс «соединения конопли» называли кендир уланна.

Следующим этапом было прядение, для чего использовалось веретено (аик, или иик). Это приспособление для наматывания нити вытачивали из цельного куска дерева, чаще — черемухи. Стержень (гладкая, круглая в сечении палочка) конусовидной формы оканчивался «бородкой». На нижнем конце палочки делали косой разрез для фиксации нити.

Между стержнем и бородкой обычно вытачивали цельное пряслице (аик-пажи, орчикпажи). Этот диск, плоский с одной стороны и выпуклый с другой, с круглым отверстием в середине выполнял роль маховика, обеспечивая сильное и равномерное вращение веретена.

Веретено приводили в движение правой рукой, в то же время левой придерживая нитку, закручивающуюся слева направо. Работа прядильщиц была тяжелой и монотонной: приходилось многократно вытягивать, скручивать и наматывать нити. Руки при этом быстро уставали, и производительность труда была достаточно низкой. В процессе прядения соединенные волокна пропускали сквозь крюк или кольцо, закрепленные на стенке или на потолке.

В отличие от русских мастериц, шорские не сматывали нитки в клубки. Пряжу оставляли на веретенах, а оттуда перематывали сразу в основу (моток) на колья, вбитые в стену дома. Окружность такой основы достигала 12 аршин (около 8,5 метров). 

Готовую и собранную основу белили: два-три дня варили в котле с водой и золой из березовой или осиновой коры, а затем промывали проточной речной водой.

Полотно из кендыря использовали как для пошива одежды, так и для различных хозяйственных нужд.
#20
Название: Веретено
Дата создания: начало XX века
№ Госкаталога: 
Место создания: Российская империя, Томская губерния
Техника: дерево, вытачивание на токарном станке
Размеры: 46×3×5 см
#21
Совок для зерна
#22

Земледелие у шорцев включало все привычные этапы этой деятельности, но из-за архаических методов работы представлялось крайне тяжелым. Тайгу вырубали и выжигали под пашню, каждый расчищенный участок высоко ценился и находился в частном пользовании того, кто его обработал. Без необходимого удобрения через три-четыре года почва истощалась, и земледельцы переходили на новое место.

Сбор колосьев долгое время производили вручную; методы молотьбы путем обжига позволяли одному человеку обработать в день не более 0,1 гектара урожая. Только после этого можно было переходить к веянию, то есть отделению зерна от мякины с одновременным удалением сора и насекомых-вредителей.

В самом простом виде процесс веяния заключается в том, что неочищенное зерно подбрасывают в воздух с таким расчетом, чтобы зерно падало обратно, а легкий сор и плевел сносило ветром. До появления специальных веялок с вентиляторами главным орудием выступали руки самого веяльщика, деревянные лопатки или совки.

Шорцы использовали с этой целью ручные коробушки саргаш. Внешне они напоминали половинку круглого шаманского бубна или широкий совок. Борта такой веялки скручивали из бересты или тонкой кедровой дранки и прикрепляли к деревянному донцу деревянными гвоздями или кожаными ремешками.

Обмолоченные зерна шорские земледельцы ссыпали в берестяные сосуды в виде больших цилиндров, которые оставляли на деревянных помостах тастак на пашне. Провеянные — отправляли в амбарчики, поставленные для защиты от грызунов на четыре столба. За неимением амбаров зерно хранили под навесом, обустроенным на пашне, в огромных берестяных туесах улан, прикрывали их досочкой и придавливали сверху камнями. Замков на хлебохранилище не вешали: воровства у шорцев не было.

Этнографы XX века, длительное время наблюдавшие быт шорцев, отмечали действовавший у них закон ѳdyşke (буквально «заем»): намолотивший осенью ячменя непременно делился с тем, у кого зерно не уродилось, имея в виду взаимную услугу в другой год, если ситуация изменится. Обильным общим угощением сопровождался и первый урожай хлеба.
#23
Название: Совок для зерна
Дата создания: начало XX века
№ Госкаталога:
Место создания: Российская империя, Кемеровская область
Техника: дерево
Размеры: 55×22,5×7 см
#24
читать дальшескрыть

Прялка, терки-вальки, молоток -кол, верет, сов

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%