#7
Кинжал, Пряжка поясная, Пряжка поясная
#8
#10
#11
Кинжал был найден в ходе археологических исследований на территории села Барановка Черноярского района Астраханской области в 1972 году. Раскопками руководил Герман Федоров-Давыдов — советский историк и археолог, специалист по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, руководитель Поволжской археологической экспедиции.
Кинжал изготовлен из железа во II–III веках нашей эры. Он дополнен фигурным бронзовым навершием — декоративной верхушкой. Сохранилось и бронзовое перекрестие с золотой фольгой на ножнах.
В эту эпоху у сарматов существовала общая схема по украшению кинжалов: лицевую часть ножен и рукоять обтягивали сплошной золотой пластиной, что напоминало украшение скифских парадных мечей. Однако появились и новые элементы: на смену рельефным композициям в зверином стиле (изображению животных) пришел геометрический орнамент.
Сарматы считались очень воинственным народом, это даже особо подчеркивали античные авторы. Уклад жизни у племен был во многом связан с войной. После завоевания Скифии они стали самым могущественным народом северо-восточной части античной ойкумены. Из сочинений греческих и римских авторов известно, что сарматские племена участвовали во многих важных военно-политических событиях в Северном Причерноморье, на Кавказе, на Подунавье. Главным предметом культа — как у скифов, так и у сарматов — был меч, который олицетворял бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Основным видом оружия сарматов были короткие мечи длиной не более 50-60 см. Их ножны крепились к поясу при помощи специальной скобы, через которую пропускался портупейный ремень. Такой способ крепления меча был удобен только для всадников. Кроме меча, обязательным для сармата был кинжал, который закрепляли или на поясе, или на ноге при помощи ремешков.
В 2005 году железный кинжал вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Кинжал изготовлен из железа во II–III веках нашей эры. Он дополнен фигурным бронзовым навершием — декоративной верхушкой. Сохранилось и бронзовое перекрестие с золотой фольгой на ножнах.
В эту эпоху у сарматов существовала общая схема по украшению кинжалов: лицевую часть ножен и рукоять обтягивали сплошной золотой пластиной, что напоминало украшение скифских парадных мечей. Однако появились и новые элементы: на смену рельефным композициям в зверином стиле (изображению животных) пришел геометрический орнамент.
Сарматы считались очень воинственным народом, это даже особо подчеркивали античные авторы. Уклад жизни у племен был во многом связан с войной. После завоевания Скифии они стали самым могущественным народом северо-восточной части античной ойкумены. Из сочинений греческих и римских авторов известно, что сарматские племена участвовали во многих важных военно-политических событиях в Северном Причерноморье, на Кавказе, на Подунавье. Главным предметом культа — как у скифов, так и у сарматов — был меч, который олицетворял бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Основным видом оружия сарматов были короткие мечи длиной не более 50-60 см. Их ножны крепились к поясу при помощи специальной скобы, через которую пропускался портупейный ремень. Такой способ крепления меча был удобен только для всадников. Кроме меча, обязательным для сармата был кинжал, который закрепляли или на поясе, или на ноге при помощи ремешков.
В 2005 году железный кинжал вместе с другими ценными находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#12
Дата создания: II–III века н. э.
Техника: ковка, литье, нарезка
Размеры: 2,5×35 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112896
Техника: ковка, литье, нарезка
Размеры: 2,5×35 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112896
#13
Пряжка поясная
#15
#14
Поясную прямоугольную пряжку из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в ходе работ Астраханской археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии под руководством Валентина Шилова в 1965 году. Раскопки проходили в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.
На пряжке изображен рельефный грифон — мифологическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла. Украшение выполнено из бронзы и обтянуто с одной стороны золотым листом.
Пряжка относится к предметам так называемого сарматского звериного стиля — с изображением животных. В таком стиле сарматы создавали множество разных золотых украшений: браслеты и пряжки, уздечные бляхи и гривны — подвески, которые обычно носили на шее.
В разное время зооморфные изображения наносили на посуду и предметы роскоши разные народы. Но у сарматов были свои стилистические приемы, поэтому ученые выделили их стиль в особую самостоятельную группу. Сарматы изображали животных подчеркнуто декоративно: дополнительно ярко украшали их тела цветными вставками и линейными орнаментами. На пряжке из коллекции Астраханского музея-заповедника мы можем видеть такую вставку из темного камня, а также касты — специальные гнезда, в которых древние мастера укрепляли декор. Касты обычно изготавливали отдельно, потом припаивали на изделия, а затем вставляли в них дополнительные украшения.
Цветными камнями подчеркивали рельеф мускулатуры, острые зубы и когти, глаза и перья. А иногда — как в нашем случае — просто закрепляли несколько фигурных каст с декором, вписывая их в чеканное узорное изображение животного.
Предметы в сарматском зверином стиле были широко распространены в степях Нижнего Поволжья и Подонья с начала II века до нашей эры до начала I века нашей эры. Их находят в богатых захоронениях сармато-аланской знати.
В 2005 году пряжка из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А спустя 3 года — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
На пряжке изображен рельефный грифон — мифологическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла. Украшение выполнено из бронзы и обтянуто с одной стороны золотым листом.
Пряжка относится к предметам так называемого сарматского звериного стиля — с изображением животных. В таком стиле сарматы создавали множество разных золотых украшений: браслеты и пряжки, уздечные бляхи и гривны — подвески, которые обычно носили на шее.
В разное время зооморфные изображения наносили на посуду и предметы роскоши разные народы. Но у сарматов были свои стилистические приемы, поэтому ученые выделили их стиль в особую самостоятельную группу. Сарматы изображали животных подчеркнуто декоративно: дополнительно ярко украшали их тела цветными вставками и линейными орнаментами. На пряжке из коллекции Астраханского музея-заповедника мы можем видеть такую вставку из темного камня, а также касты — специальные гнезда, в которых древние мастера укрепляли декор. Касты обычно изготавливали отдельно, потом припаивали на изделия, а затем вставляли в них дополнительные украшения.
Цветными камнями подчеркивали рельеф мускулатуры, острые зубы и когти, глаза и перья. А иногда — как в нашем случае — просто закрепляли несколько фигурных каст с декором, вписывая их в чеканное узорное изображение животного.
Предметы в сарматском зверином стиле были широко распространены в степях Нижнего Поволжья и Подонья с начала II века до нашей эры до начала I века нашей эры. Их находят в богатых захоронениях сармато-аланской знати.
В 2005 году пряжка из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А спустя 3 года — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
#16
Дата создания: I век до н. э. — II век н. э.
Техника: тиснение, чеканка
Размеры: 1,0×3,7×6,7 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112910
Техника: тиснение, чеканка
Размеры: 1,0×3,7×6,7 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112910
#17
Поясная пряжка
#18
#19
Прямоугольная поясная пряжка из нашей коллекции создана в I веке до нашей эры — I веке нашей эры. Она изготовлена из бронзы и украшена рельефным изображением крылатого сфинкса и декоративным обрамлением в виде псевдоверевочки. На пряжке есть прорезь для ремня и выступающий шип фиксатора. Сфинкса древний мастер тщательно украсил узором: мы видим, как тонко проработаны перья на его крыльях — волнообразным орнаментом и мелкой штриховкой — и декорированы продольными полосками передние лапы. На поясной пряжке сохранились следы позолоты.
В большинстве древних восточных цивилизаций лев олицетворял собой власть Солнца или одного из богов солнца. Великий Сфинкс был построен для фараона династии Хафре (дословно «подобный солнцу»), но этимология слова «сфинкс» не египетская, а греческая. В Греции этим словом — оно переводится как «душительница» — называли льва с человеческой головой. Это связано с легендой об Эдипе, который освободил жителей Фив от чудовища Сфинкса — крылатого существа с телом льва и головой женщины, — которое предлагало прохожим загадку и всех, кто не мог разгадать ее, сбрасывал в пропасть. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда чудовище само бросилось со скалы.
В отличие от египетского сфинкса, греческий состоял из четырех животных: его тело и лапы были как у льва, хвост как у быка, крылья как у орла и голова как у человека.
В древнем мире пряжка считалась не только украшением, но и носила сакральную функцию — предполагалось, что она оберегает хозяина от неприятностей. Предмет, на котором изображен сфинкс, мог считаться очень сильным амулетом.
Поясная пряжка была найдена в 1972 году в ходе археологических работ в зоне строительства Калмыцко-Астраханской и Никольской рисовых оросительных систем — в деревне Барановка Черноярского района Астраханской области. Раскопками руководили В. В. Дворниченко и Г.А. Федоров-Давыдов.
В 2005 году ценная находка вместе с другими предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А в 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
В большинстве древних восточных цивилизаций лев олицетворял собой власть Солнца или одного из богов солнца. Великий Сфинкс был построен для фараона династии Хафре (дословно «подобный солнцу»), но этимология слова «сфинкс» не египетская, а греческая. В Греции этим словом — оно переводится как «душительница» — называли льва с человеческой головой. Это связано с легендой об Эдипе, который освободил жителей Фив от чудовища Сфинкса — крылатого существа с телом льва и головой женщины, — которое предлагало прохожим загадку и всех, кто не мог разгадать ее, сбрасывал в пропасть. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда чудовище само бросилось со скалы.
В отличие от египетского сфинкса, греческий состоял из четырех животных: его тело и лапы были как у льва, хвост как у быка, крылья как у орла и голова как у человека.
В древнем мире пряжка считалась не только украшением, но и носила сакральную функцию — предполагалось, что она оберегает хозяина от неприятностей. Предмет, на котором изображен сфинкс, мог считаться очень сильным амулетом.
Поясная пряжка была найдена в 1972 году в ходе археологических работ в зоне строительства Калмыцко-Астраханской и Никольской рисовых оросительных систем — в деревне Барановка Черноярского района Астраханской области. Раскопками руководили В. В. Дворниченко и Г.А. Федоров-Давыдов.
В 2005 году ценная находка вместе с другими предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме. А в 2008 году — на выставке «Золото сарматов» в Государственном историческом музее в Москве.
#20
Дата создания: I век до н. э. — I век н. э.
Техника: литье, ковка, тиснение, позолота
Размеры: 3,9×6,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112939
Техника: литье, ковка, тиснение, позолота
Размеры: 3,9×6,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112939
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться