Ценная часть археологической коллекции Березниковского музея — предметы культового литья пермского звериного стиля. Среди них есть действительно уникальный экспонат — трехголовый птицевидный идол, аналогов которого пока не обнаружено. Археологи датируют его VIII–IX веком.
Этот амулет нашли в районе деревни Володин Камень Усольского района Пермского края и передали в музей в 1996 году. Амулет представляет собой плоскую бронзовую фигуру птицы с тремя выпуклыми человеческими головами, каждая из которых увенчана головой хищной птицы. Крылья идола опущены почти под прямым углом вниз. В центре фигуры — выпуклое изображение двух голов ящеров.
Хвост идола состоит из четырех перьев. Крылья и хвост покрыты орнаментом из ложной зерни — мелких украшений в форме шариков. С обратной стороны в верхней части голов располагались три петли для крепления.
Звериный стиль — это условное название художественных стилей в древнем и средневековом декоративном искусстве. Основа звериного стиля — стилизованные, то есть упрощенные, изображения реальных и фантастических животных и частей их тела. Для этого стиля характерно натуралистичное подчеркивание отдельных анатомических деталей — голов, глаз, когтей.
Те образцы звериного стиля, которые находили в пределах Пермской губернии, начали называть пермским звериным стилем. Историки посвятили немало времени изучению этого любопытного вида искусства Прикамья. По этим «чудским древностям» ученые пытаются изучать мировоззрение древних коми-пермяков, приблизиться к их пониманию красоты и устройства мира. Однако до сих пор окончательный смысл предметов пермского звериного стиля не ясен.
Известно, что как и древние египтяне, предки коми-пермяков были солнцепоклонниками и обожествляли животный мир. Возможно, образ птицы в амулете связан с мифологией древних коми, в которой матерью-прародительницей всего живого была утка.
Согласно финно-угорскому сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, светила. По сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание. Древние коми-пермяки считали утку символом плодородия и благополучия.
Этот амулет нашли в районе деревни Володин Камень Усольского района Пермского края и передали в музей в 1996 году. Амулет представляет собой плоскую бронзовую фигуру птицы с тремя выпуклыми человеческими головами, каждая из которых увенчана головой хищной птицы. Крылья идола опущены почти под прямым углом вниз. В центре фигуры — выпуклое изображение двух голов ящеров.
Хвост идола состоит из четырех перьев. Крылья и хвост покрыты орнаментом из ложной зерни — мелких украшений в форме шариков. С обратной стороны в верхней части голов располагались три петли для крепления.
Звериный стиль — это условное название художественных стилей в древнем и средневековом декоративном искусстве. Основа звериного стиля — стилизованные, то есть упрощенные, изображения реальных и фантастических животных и частей их тела. Для этого стиля характерно натуралистичное подчеркивание отдельных анатомических деталей — голов, глаз, когтей.
Те образцы звериного стиля, которые находили в пределах Пермской губернии, начали называть пермским звериным стилем. Историки посвятили немало времени изучению этого любопытного вида искусства Прикамья. По этим «чудским древностям» ученые пытаются изучать мировоззрение древних коми-пермяков, приблизиться к их пониманию красоты и устройства мира. Однако до сих пор окончательный смысл предметов пермского звериного стиля не ясен.
Известно, что как и древние египтяне, предки коми-пермяков были солнцепоклонниками и обожествляли животный мир. Возможно, образ птицы в амулете связан с мифологией древних коми, в которой матерью-прародительницей всего живого была утка.
Согласно финно-угорскому сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, светила. По сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание. Древние коми-пермяки считали утку символом плодородия и благополучия.