Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Птицевидный идол и Подвеска плоская

Время создания
VI–VIII вв. и VII–IX вв.
Техника
литьё
Выставка
0
Открыть в приложении
#7
Птицевидный идол
#4
Подвеска в виде птицеподобного идола найдена в деревне Большая Коча Кочевского района Пермского края. Символ птицы — один из самых древних в культуре человека. С ним были связаны представления о главной загадке жизни — рождении и загробном мире. Первые предметы с изображением хищных птиц и человеческой личины на груди появились в ананьинской культуре в III веке до н. э. на территории Поволжья и реки Камы. Люди верили, что после смерти птица уносит душу человека, и она тоже обретает крылья.

Хищные птицы, особенно филин, ястреб и сова, были объектами почитания местных финно-угорских народов Урала, в том числе и коми-пермяков. У обских угров филин — тотем одного из родов, его облик принимали дочери князей и богатырей, когда хотели незаметно от сородичей посетить своего избранника. Именно женщины чаще были мастерицами по изготовлению литых оберегов. Уральские народы создали свой пантеон богов и духов, поведение которых объясняло им устройство мира. До появления письменности все верования и легенды народа были заключены в литые изделия, значения многих из них не разгаданы до сих пор.

Пермский звериный стиль возник в центре уникальной древней культуры на пересечении дорог из Византии, Скандинавии и Ирана. Подобные изображения птиц и животных встречаются здесь и позднее, но постепенно меняются по технике исполнения и символике. В фигурках IX–XV веков появляется схематизм, лицо человека исчезает или превращается в стилизованную геометрическую фигуру в виде ромба или круга. Из культовых предметов, которые использовались в языческих обрядах финно-угорских народов, фигурки с идолами постепенно переходят и на бытовые вещи, одежду и посуду.

Подвеска из экспозиции Коми-Пермяцкого музея — это птицевидный идол с выпуклой головой и человеческой личиной на груди. Его крылья и хвост украшены рельефными линиями и насечками, это самый популярный орнамент древних мастеров. Человеческое лицо изображено реалистично и обрамлено когтистыми лапами. Образы пермского звериного стиля сохранены до сих пор в кожаных изделиях, народной вышивке и орнаменте.
#8
Наименование: Птицевидный идол
Дата создания: VI–VIII века
Место создания: Пермское Предуралье
Техника: литье, бронза
Размеры: 6,5×4,5 см

#9
Подвеска плоская
#6
Эта подвеска была обнаружена в деревне Большая Коча Пермского края. Подобные изделия обычно находят на местах святилищ, погребений, в кладах и мастерских. Их отливали из серебра и золота, но в XIX веке многие находки были утрачены и переплавлены купцами в другие изделия. Бронзовые пластины, бляхи и пряжки в большем количестве дошли до наших дней.

Подвеска — типичный образец пермского звериного стиля, главного художественного наследия средневекового Урала, финно-угорских племен и народа чудь. Его изучают более ста лет, но он остается загадочным феноменом евразийской культуры. Мастера пермского звериного стиля еще не знали письменности, поэтому все их представления о мироустройстве заключены в животной символике без дополнительных записей. Изделия пермского звериного стиля также называют «чудские образки» и «культовое литье».

Главная особенность пермского звериного стиля — это смешение в одном образе признаков разных живых существ. Все они наделены магическими свойствами и олицетворяют три мира. Верхний мир населяют птицы, уносящие души умерших, а также млекопитающие. Нижний мир, подземный, представляют кроты, змеи, рыбы, ящерицы. Между двумя противоположными мирами находится центральный образ — человек. Он может быть собирательным образом смертного или воплощением бога.

В центре подвески расположены две человеческие фигуры в полный рост, которые соприкасаются головами, плечами, кистями рук и коленями. Фигуры стоят на условном ящере, который охраняет вход в загробный мир. Верхний свод сделан из лосиных голов, это один из самых популярных мотивов пермского звериного стиля. Человека часто изображали с лосиной головой или копытами: лось был земным воплощением бога Ена.

В дохристианской мифологии коми-пермяков было два верховных бога — Ен и Куль. Их матерью была утка, которая создала Землю. Каждое изображение животного на предметах древних мастеров было родовым или племенным символом, который связывал человека с его тотемом — существом-защитником из окружающего мира флоры и фауны.
#10
Наименование: Подвеска плоская
Дата создания: VII–IX века
Место создания: Пермское Предуралье
Техника: литье, бронза
Размеры: 7,5×4 см
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Птицевидный идол и Подвеска плоская

Время создания
VI–VIII вв. и VII–IX вв.
Техника
литьё
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%