Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пуговица

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
2,5x1,3 см
Техника
серебро, тиснение, пайка, гравировка, золочение
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
1
Открыть в приложении
#2
В России пуговица имела не только утилитарное, но и ритуальное значение. Этот предмет может считаться самым распространенным оберегом. В полую пуговицу могли поместить камушек или жемчужину: люди верили, что такой импровизированный бубенчик был способен отпугнуть злых духов. Некоторые исследователи полагают, что предмет получил свое название именно благодаря такой «пугающей» роли.

В коллекции музея «Смоленская крепость» собрано несколько старинных русских пуговиц, некоторые из них представлены на выставке «Стрелецкий мiр». Этот экземпляр представляет собой пуговицу «на миндальное дело», то есть такую, которая напоминает по форме миндаль. Ювелиры в XVI–XVIII веках изготавливали также пуговицы «на грушевое дело», «на жлудевое», «на кедровое и «на шатровое».

Две половины этой «миндальной» пуговицы были спаяны мастером воедино. Затем он выгравировал узор на боковой поверхности предмета, при этом легкая полая конструкция одновременно получилась прочной. Мастер также нанес растительный орнамент на лицевую часть пуговицы, к верхнему ее краю присоединил петлю. Конкретно этот элемент одежды был изготовлен из привозных материалов: ни серебра, ни золота в XVII столетии в России не добывали. Эти металлы поставляли из Западной Европы.

При этом заметный дефицит привозных материалов не мог удержать русских мастеров и их непосредственных заказчиков от применения излюбленного позолоченного серебра. Мужской костюм в XVII веке не уступал по яркости и пышности женскому одеянию, что для обывателя нашего времени выглядело бы непривычно.

Есть упоминания, что в XIV веке на костюме богемских аристократов мастера могли расположить до пятисот пуговиц. На русский кафтан полагалось нашивать от трех до девятнадцати таких элементов. В то же время шуба могла застегиваться количеством пуговиц от восьми до пятнадцати штук.
 
Самое большое их количество дозволялось иметь на царском одеянии. Как известно, на одном из костюмов Ивана Грозного блистали шестьдесят восемь золотых пуговиц. Таким образом подчеркивался высокий царский статус.
#4
Пуговица
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пуговица

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
2,5x1,3 см
Техника
серебро, тиснение, пайка, гравировка, золочение
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%