В XIX веке рукоделие входило в обязательный набор домашнего воспитания девочек. Шитью, вязанию, вышивке детей начинали обучать с малых лет. Вышивать в доме умели все — и хозяйка дома, и ее дети, и слуги. Зинаида Васильевна — мать Николая Добролюбова, также много внимания уделяла воспитанию своих детей, и старалась привить своим дочерям любовь к рукоделию. Сделанные с любовью рукотворные вещи делали дом уютнее, подарки — дороже, а наряды — изысканнее.
Рукоделию также было обязательным для изучения предметом в женских гимназиях и училищах. Девочек обучали шитью, вязанию, вышивке. В программе преподавания рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях, утвержденной Министром Народного Просвещения 14 марта 1906 года, указано, что в III классе в число работ по вышивке входила «выметка гладью фестонов и вышивка букв алфавита».
Для равномерного и тугого натяжения ткани, по которой впоследствии вышивали рисунок, часто использовали пяльцы. В XIX веке использовались пяльцы были различной формы, но все же одними из самых популярных были пяльцы круглые. Как правило, они состояли из двух колец. Натяжение ткани регулировалось с помощью специального винта. Популярными были также прямоугольные пяльцы, с ножками или без ножек, разъемные или глухие. И, если круглые использовали для легких тканей, то прямоугольные применяли для создания узоров на полотнах больших размеров.