Скульптура раненого французского офицера была произведена на заводе Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Продукция завода в 1820-х гг. занимала первое место в России по количеству и разнообразию миниатюрных статуэток и играла значительную роль в развитии отечественной фарфоровой промышленности. Гарднеровские изделия не только отвечали запросам населения, но и формировали его эстетические запросы; соответственно, становились постоянным объектом для подражания небольших частных фарфоровых производств.
Раненый французский драгунский офицер 1812 г.
Неизвестный художник. Отступление армии Наполеона, преследуемой русскими войсками в 1812 г. 50-е гг. XIX века. ВИМАИВиВС (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи)
Масштабы памяти о войне 1812 г. затрагивали все сферы искусства, а в связи с развитием фарфоровой промышленности находили отражение и в скульптуре малых форм, и в декоративной посуде. С 1892 г. завод Гарднера принадлежал Товариществу Кузнецовых, но сохранял свою торговую марку. Фарфоровый завод Гарднера специализировался на чайных и столовых сервизах, декоративных предметах к крупным юбилеям, включая посуду к 100-летию Бородинской битвы в 1912 г. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 г. Настольные скульптуры делалась в основном из расписанного бисквита и представляли собой жанровые сцены, фигурки отличались скрупулезной проработкой всех деталей.
Несмотря на то, что в начале XIX в. французская военная медицина была одной из самых развитых в мире, в 1812 г. передвижные лазареты не успевали за отступающей французской армией. Раненые французские солдаты, отставшие от своей части, могли рассчитывать на помощь местных жителей и даже военных медиков преследующих русских войск. По свидетельствам современников, по отношению к пленным французам местное население могло проявлять как гуманизм, так и крайнюю жестокость. В целом в XIX в. Россия следовала обычаям европейских войн нового времени, согласно которым плен являлся не наказанием для неприятеля, а способом его изоляции от участия в боевых действиях; сам же пленник являлся страдающей стороной, заслуживающей снисхождения.
Образ раненого француза с перевязанной женским платком головой исполнен меланхолии и смирения. Он не вызывает ненависти, символизирует покорность, а вслед за нею и неизбежный, осознаваемый героем крах наполеоновской эпохи.
Раненый французский драгунский офицер 1812 г.
