Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство XIII–XVII веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие

Время создания
середина – вторая половина XV века
Размер
52x38,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении
#2
О крестной смерти Спасителя через Распятие рассказывают все канонические Евангелия, апокрифическое Евангелие от Никодима, сочинения Отцов Церкви.

До V века Распятие было принято изображать иносказательно, как Крест с терновым венцом, Крест с полуфигурой Христа над ним. Во второй четверти V века появляются буквальные изображения Распятого. Древнерусское искусство переняло византийскую иконографическую схему, сложившуюся к VI веку.

Существует три иконографических варианта Распятия, различных по композиции. Первый (XIV–XV века) использован в представленной иконе: по обе стороны Креста симметрично изображены Богоматерь и одна их святых жен слева, Иоанн Богослов и сотник Лонгин справа. Во втором варианте, характерном для новгородской иконописи, у Креста стоят только Богоматерь и Иоанн Богослов. В третьем рядом с Крестом Спасителя изображаются также распятые разбойники.

Обязательные детали изображения — гора Голгофа с возведенным на ней Крестом, а внизу — черная пещера с черепом Адама. По преданию III–IV веков, Адам был погребен на месте будущего Распятия. Один из апокрифов сообщает, во время погребения Адама праотец Сиф вложил ему в рот зерно, из которого впоследствии выросло Честное Древо Креста. Расселина в середине горы иллюстрирует слова о том, что со смертью Христа «земля потряслась и камни расселись» (Мф. 27:51).

Изображения предстоящих отличает торжественная сдержанность, присущая священнодействию, но и она экспрессивна: Иоанн Богослов прикрыл лицо рукой, Богоматерь и, вероятно, Мария Магдалина поднесли ладони к горлу. Сотник Лонгин, проникшийся страданиями Христа и уверовавший, неотрывно смотрит на Спасителя. Лики выписаны рельефно и энергично.

Фоном служит иерусалимская стена — знак того, что казнь свершалась за городом.

Для написания Креста мастер использовал редкий в русской иконописи лиловый цвет. Как отмечает искусствовед Валерий Владимирович Лепахин, этот цвет как слияние черного (цвета смерти) и красного (цвета мучений) вызывает ассоциации с адским пламенем. Чтобы избежать этой двусмысленности, иконописцы намеренно делали этот оттенок ближе к синему или розовому, как на этой иконе. Архимандрит Рафаил Карелин называет лиловый цветом завершения.

Эта икона — единственный образец новгородской иконописи в коллекции музея. Предположительно, ее появлением музей обязан реставратору и историку Александру Ивановичу Анисимову, читавшему здесь курс по древнерусскому искусству.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Распятие

Время создания
середина – вторая половина XV века
Размер
52x38,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%