Копия
В центре композиции на киноварном ложе представлена Богоматерь. За ней в темной пещере изображены ясли с Младенцем и склонившиеся к Нему вол и осел. Принято считать, что вол и осел на картинах, изображающих Рождество, символизируют язычников и евреев. Возле пещеры стоят поклоняющиеся Младенцу ангелы и пастухи. В левом верхнем углу иконы представлены три скачущих на конях волхва. Иосиф, размышляющий о чудесном рождении Спасителя, и стоящий перед ним старец-пастух изображены внизу слева. Справа от них две служанки готовятся купать Младенца.
Икона «Рождество Христово» следует иконографии, сформировавшейся в московском искусстве начала XV века на основе византийских образцов. Ее отличительной особенностью является двукратное изображение ангелов — они не только благовествуют пастухам, но и поклоняются пришедшему в мир Спасителю.
Автором иконы считается «первый» из трех иконописцев, работавших над иконостасом, мастер так называемой «синей» группы праздников.
Икона реставрирована в 1969 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации Ю. А. Рузавиным.