Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История первого наукограда России в экспонатах»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рубаха-косоворотка мужская, Понёвный комплекс

Время создания
Начало ХХ века
Место создания
Калужская губерния
Техника
машинный пошив, вышивка
5
Открыть в приложении
#6
Рубаха-косоворотка мужская
#5
Рубаха-косоворотка была основой русского народного мужского костюма. Ее название происходит от древнерусского слова «руб», что означает грубую, простую ткань, а первые упоминания относятся в XI веку. Косовороткой называют рубаху с разрезом не по центру груди, а сбоку, который застегивается на пуговицу. По мнению историка Дмитрия Лихачёва, такой вырез делали для того, чтобы во время работы нательный крестик не выпадал из-под одежды. Фасон косоворотки был одинаков для мужчин всех сословий, различие было лишь в качестве ткани и отделки.

Рубаха выполняла не только утилитарную, но и магическую функцию. Новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а затем из нее шили первую рубашечку для ребенка. В древности люди верили, что так сила предков и рода защищает малыша от порчи и болезни. Рубашку из новой материи, новины, мальчик получал на свое трехлетие. Маленькие дети, мальчики и девочки, носили одинаковые рубашки до 12 лет.

Оберегом служила и вышивка на рубахе. Традиционно украшали низ рукавов, воротник и грудь — границы неприкрытых частей тела, через которые в человека могли проникнуть злые духи. Узор вышивки на воротнике и груди состоял из традиционного геометрического орнамента в виде ромбов. В каждый из них вписан цветок с тройчатыми лепестками. Вышивка сделана красными и черными нитками в различных техниках: гладь, двойной крест, строчка. Такое сочетание цветов характерно для юго-западных районов Калужской губернии.

Рубаху шили из четырех широких полотнищ льняного холста, длиной до бедер или до колен. Верхнюю часть дополнительно укрепляли от изнашивания подкладкой — подоплекой. Основная часть рубахи называется стан, а к ней пришиты плечевые полики, которые расширяют горловину. Сбоку пришиты прямые рукава, под мышками квадратные отрезки ткани — ластовицы. Иногда их делали красными, и служили они для большей свободы движения. Воротник шили в виде стойки высотой 2–7 см, а если его не было, то рубаху называли голошейкой.

Кроме рубахи в состав мужского костюма входили пояс и порты — штаны. Рубаху носили навыпуск, только молодые ребята в некоторых губерниях заправляли рубаху в штаны или использовали подтяжки. Мужчины средних лет и старики всегда носили рубахи поверх портов. Рубаху обязательно подвязывали шелковым или плетеным поясом, который считался личным оберегом.
#7
Название: Рубаха-косоворотка мужская
Дата создания: начало ХХ века
№ Госкаталога: 002020502
Место создания: Калужская губерния, Российская империя
Техника: ткачество, пошив, вышивка
Размеры: 80×70 см
#8
Женский понёвный комплекс Калужской губернии
#3
Понёва или понька — это старинная женская одежда, шерстяная юбка, которую надевали поверх рубахи замужние женщины. Ее название происходит от слова «понять» в значении «обнять» — распашная юбка «обнимала» девушку. Понёвный комплекс Калужской губернии состоит из понёвы, длинной рубахи и передника-занавески.

Надевание понёвы было отдельным обрядом. Про девушку могли говорить «рубаху сняла — бабий хомут надела», что означало ее готовность выйти замуж и принять женскую долю. Понёву также называли «бабьей заботой» и «бабьей кабалой».

Это праздничная понёва начала XX века, которую называли «доброй», то есть хорошей. Сшита она из домотканой шерстяной ткани черного цвета в крупную клетку. Клетка обозначена узкими полосами из красных, белых и зеленых нитей. По ширине клеток понёвы можно было определить, где живет девушка, а по количеству лент, вышивки и кружев — узнать ее возраст. Для шитья понёвы взяты три полотнища: заднее и два боковых. Чаще всего понёву шили вручную, но представленная в экспозиции юбка сшита на швейной машинке.

С лицевой стороны поверх черной клетчатой ткани пришит красный кумач, а также золотистая и серебристая тесьма-позумент, розовая и зеленая атласные ленты. По краям понёвы — широкая домотканая тесьма с геометрическим орнаментом из шерстяных ниток красного и зеленого цветов. Все украшения из тесьмы нашиты так, что на надетой понёве спереди полосы идут вертикально, а сзади — горизонтально. Это убранство понёвы называлось «с круглым окладом». Нарядное украшение занимает две трети высоты понёвы, и только сверху видна черная клетчатая ткань.

В Калужской губернии носили и глухие, круглые понёвы. Их оборачивали вокруг рубахи и крепили на талии шнуром. Спереди между полами была видна рубаха, которую тоже красиво расшивали. Во время полевых работ углы понёвы подтыкали под пояс, чтобы не испортить подол. Поверх рубахи и понёвы надевался передник-занавеска.

Когда девушка выходила замуж, рубаха с понёвой становились ее основной одеждой. Мать готовила дочери в приданое полотна на 12 понёв. К свадьбе отшивали и украшали 3–4 понёвы, а остальной материал откладывали на будущее.
#9
Название: Женский понёвный комплекс Калужской губернии
Дата создания: начало ХХ века
№ Госкаталога: 002018737
Место создания: Калужская губерния, Российская империя
Техника: машинный пошив, сборка
Размеры: 140×65 см
#10
читать дальшескрыть

Рубаха-косоворотка мужская, Понёвный комплекс

Время создания
Начало ХХ века
Место создания
Калужская губерния
Техника
машинный пошив, вышивка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%