Изготовление изделий из рога и кости входило в систему ремесленных производств Волжской Болгарии. Раскопки крупнейших городов государства дали достаточное количество материала, позволяющего восстановить основные черты косторезного ремесла. Известная исследователям коллекция косторезов Болгара, хранящаяся в музеях страны, насчитывает более 700 предметов. Производство проходило в несколько этапов: первый — сбор и отбор сырья, второй — предварительная подготовка сырья к работе, производство полуфабрикатов. Третий этап включал изготовление конкретного предмета из полуфабриката и его предварительную отделку. А на четвертом этапе изделие декорировали.
До наших дней сохранились руины дома, который принадлежал представителю знати тех лет. Построили его приблизительно во второй половине XIV века. Стены возвели из обожженного кирпича и сырца — блока, сформированного из сырой глины. Сырцовый кирпич использовали для фундамента, внутренних перегородок и дымоходных подпольных каналов. По форме он напоминал плинфу — тонкие пластиноподобные блоки. Строение обладало собственным водопроводом, а также круглой кирпичной печью, что было достаточно редким в то время.
В 1982 году на месте дома проходили раскопки. Среди прочих экспонатов археологи обнаружили резную рукоятку, выполненную в виде стержня с шарообразным навершием. Рукоятку и навершие из рога украшала резьба «плетенка». Внутрь был вмонтирован железный стержень с петлицей и металлическим колечком. Вероятно, в кольцо продевали короткий кожаный ремешок — и так крепили плеть на руке. Не исключено, что с помощью металлического кольца изделие подвешивали к поясу.
Исследователи предполагают, что обнаруженный предмет мог быть рукоятью плети. В три отверстия на конце продевали длинные кожаные шнуры, из которых делали саму плеть. Возможно, вместо шнуров к рукояти крепили широкий кожаный ремень. В таком случае в отверстия вставляли заранее заготовленные заклепки.
Плеть могли использовать на поле боя: искусный воин был способен одним ударом обезоружить противника. Ею же секли конницу. От боли животные переставали подчиняться всадникам и сбрасывали их. В богатых домах в Волжской Булгарии плети использовали для наказания рабов, а свободных мужчин и женщин секли за проступки, например за внебрачные отношения.
До наших дней сохранились руины дома, который принадлежал представителю знати тех лет. Построили его приблизительно во второй половине XIV века. Стены возвели из обожженного кирпича и сырца — блока, сформированного из сырой глины. Сырцовый кирпич использовали для фундамента, внутренних перегородок и дымоходных подпольных каналов. По форме он напоминал плинфу — тонкие пластиноподобные блоки. Строение обладало собственным водопроводом, а также круглой кирпичной печью, что было достаточно редким в то время.
В 1982 году на месте дома проходили раскопки. Среди прочих экспонатов археологи обнаружили резную рукоятку, выполненную в виде стержня с шарообразным навершием. Рукоятку и навершие из рога украшала резьба «плетенка». Внутрь был вмонтирован железный стержень с петлицей и металлическим колечком. Вероятно, в кольцо продевали короткий кожаный ремешок — и так крепили плеть на руке. Не исключено, что с помощью металлического кольца изделие подвешивали к поясу.
Исследователи предполагают, что обнаруженный предмет мог быть рукоятью плети. В три отверстия на конце продевали длинные кожаные шнуры, из которых делали саму плеть. Возможно, вместо шнуров к рукояти крепили широкий кожаный ремень. В таком случае в отверстия вставляли заранее заготовленные заклепки.
Плеть могли использовать на поле боя: искусный воин был способен одним ударом обезоружить противника. Ею же секли конницу. От боли животные переставали подчиняться всадникам и сбрасывали их. В богатых домах в Волжской Булгарии плети использовали для наказания рабов, а свободных мужчин и женщин секли за проступки, например за внебрачные отношения.