Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картинная галерея А.И. Курнакова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Русский мотив. Натюрморт «Кавказский»

Время создания
1950, 1987
Место создания
Орёл
Размер
39,5х56 см, 81х62 см
0
Открыть в приложении
#5
Русский мотив. Натюрморт «Кавказский»
#1
Андрей Ильич Курнаков
Русский мотив. 1950
#2
Мотив родной земли в 1950-е годы был очень близок Андрею Ильичу Курнакову, так как совсем недавно он защищал ее на фронтах Великой Отечественной войны. После окончания войны он продолжил свое образование в Харьковском художественном институте. Пейзаж «Русский мотив» как раз написан в то время, когда он был студентом, но как профессиональный художник он был уже членом Союза художников России.

На картине изображен сельский пейзаж, середина осени, октябрь. Перед нами раскинулась панорама долины среднерусской полосы. Художник выбрал для композиции точку обзора сверху, стоя на пригорке. На первом плане убранное поле теплого, светло-охристого цвета с остатками срезанной соломы. Справа у края картины поднимаются коричневые метелки конского щавеля, семена которого будут служить пищей для зимующих птиц в холодное и голодное зимнее время, когда снег покроет землю. В нижнем левом углу следы от плуга, вывернувшего пласты почвы.

Дальше, на втором плане, вспаханная коричневая земля контрастирует со светлой охрой поля и соломы. В центре композиции пламенеет кустарник с ярко-рыжей листвой, плавно спускаясь вправо по склону, направляя наш взгляд на небольшую речку, протекающую внизу. В ее свинцовой воде отражается серое небо с кучевыми облаками. На противоположном берегу еле видна фигурка рыбака в красной шапке.

За речкой уходящая вдаль низина с пологими склонами и стоящими внизу постройками. Эта ферма с белыми одноэтажными домами с общим входом под двускатной крышей. За ней плавно поднимается на холм еще зеленеющий луг, на котором кое-где буквально штрихами изображены группы пасущихся коров. На третьем плане в центре неглубокий овраг с зеленой травой — место игр в войну для деревенских мальчишек. Справа темно-коричневыми пятнами намечены дома деревни, за которой у самой линии горизонта проходит темная полоска леса. Слева, начиная со второго плана, протянулись столбы линии электропередачи, тянущие провода к поселку с белыми одноэтажными домами.

Вдоль дороги и около леса стоят светло-коричневые стога сена, приготовленные на корм скоту зимой. За стогами начинается лес с уже потемневшей листвой темно-коричневого цвета. Верхнюю часть композиции картины занимает небо светло-серого цвета с темно-серыми кучевыми облаками. Художник, передавая глубину и воздушность пространства, высветляет на горизонте небо почти до белого цвета, плавно переходя к свинцово-серым облакам у верхнего края картины.

Пейзаж написан масляными красками почти акварельными мазками. Прозрачные краски передают ощущение прохладного осеннего воздуха, пахнущего дымком от костров на деревенских огородах. Художнику удалось передать через композицию теплый зеленовато-охристый колорит, световоздушную перспективу и широкий простор, характерный для средней полосы русской земли.
#3
Андрей Ильич Курнаков
Натюрморт «Кавказский». 1987
#4
Многие натюрморты Андрея Ильича Курнакова, помимо чисто «цветочных» и представляющих трофеи «тихой» охоты — грибы, ягоды или рыбацкий улов — можно отнести к разряду «десертных». В них всегда ощущается окружавшая художника добрая атмосфера семейного дома, незримое близкое присутствие дорогих ему людей, родных или заглянувших в гости друзей.

Не случайно в этом натюрморте на первом плане слева лежат два граната, один из которых разломан на две половинки, две желтые груши и две сияющих изнутри позолотой стопки. Они размещены на грубоватой деревянной столешнице, выделяясь яркими цветовыми пятнами на её темном фоне. «Восточный» колорит натюрморту придает старинный медный фигурный сосуд.

Кумган — это металлический или керамический сосуд для воды и вина, его круглая часть называется тулово. Этот покрытый патиной кумган для воды, который можно увидеть в экспозиции Мемориальной мастерской художника, с шаровидным туловом на ножке, с вогнутым горлом, увенчанным откидной крышкой, и плавно изогнутыми длинным тонким носиком и ручкой. Металлические кумганы известны с древности в странах Среднего и Ближнего Востока; обычно они имеют форму кувшина с узким горлом и длинным носиком. В семье художника кумган считался иранским. Он выделяется своей вертикалью и центральным расположением на сияющем голубоватыми бликами округлом подносе с фестончатым — волнистым, ажурным — бортом.

Слово «фестончатый» происходит от слова «фестон», что означает «празднество». Слово пришло к нам из Франции. Фестончатые края были популярны во Франции в XIII веке. Они встречаются в различных тканых изделиях, мебели, изделиях из металла. За краем подноса еще несколько плодов граната, а вокруг столешницы лежат обнимающие натюрморт мягкими складками лиловато-синеватые драпировки. Они служат не только красивым цветовым, холодноватой гаммы красок фоном для фруктов и кумгана, но и образуют паузу, помогающую активнее «зазвучать» слева на стене яркому восточному коврику с синим геометрическим рисунком на вишневом поле.

С Востоком художника связывали поездки на Кавказ, в том числе, в Дагестан. В его коллекции есть глиняные сосуды из знаменитого лакского аула Балхар, чьи мастера известны своей неповторимой керамикой, медный лакский кумган, инкрустированные металлом деревянные изделия мастеров из селения Унцкуль. Дагестанские ковры и кубачинские сервизы, две стопки из которых стоят на столе, в мультикультурном пространстве СССР были привычными предметами в доме. А иранский кумган появился у него, возможно, в память о том, как в 1941 году он оказался в этой стране.
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Русский мотив. Натюрморт «Кавказский»

Время создания
1950, 1987
Место создания
Орёл
Размер
39,5х56 см, 81х62 см
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%