Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Брянские древности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сабля-карабела, Топор-потес

Техника
Сталь, ковка
0
Открыть в приложении
#1
Сабля-карабела
#2
Изогнутые сабли-карабелы были распространены в XVI–XVIII веках в России и Восточной Европе: Польше, Венгрии, Молдавии. Их носили в основном казаки, стрельцы, кавалеристы. Особенно популярны были такие сабли у польских и литовских шляхтичей. Существовала даже пословица: «Без Бога — ни до порога, без карабелы — ни с постели!».
#3
Изначально карабела была парадным оружием, в бою ее использовали редко. Рукоять украшали резьбой и вставками из драгоценных камней, ножны отделывали узорчатыми металлическими накладками. На боевых саблях декора почти не было: он снижал инерцию и силу удара, отвлекал воина, а резная рукоять неудобно лежала в руке.

Слово «карабела» произошло из турецкого языка и означало «черная отрава». Так прозвали эти клинки из-за того, что они наносили особенно тяжелые и опасные раны. По другой версии, сабли называли по месту изготовления — иранскому городу Кербела. Первое оружие такого типа ковали по образцу турецких сабель-кылычей, однако у карабел изгиб был более плавным.
#4
Некоторые сабли плавно расширялись в верхней трети, ближе к рукояти. Такое расширение называлось елманью. Клинок сабли отделялся от рукояти простой крестовиной с небольшими утолщениями на концах. Такой вид гарды называли открытым. Он не защищал руку, поэтому возник особый вид сабельного боя — «крестовое искусство». Карабелу держали заточенной стороной вверх, чтобы вражеское оружие, соскользнув по ней, не могло ударить по кисти. При ударе клинки встречались крест-накрест, отсюда и произошло название техники.
#5
Карабелы были легче гусарских сабель и других изогнутых клинков того времени. Они подходили для пеших и конных сражений. Ими пользовались в ближнем бою, наносили прямые и круговые удары.

Карабелы ковали чаще всего из турецкой или персидской стали. Встречалось также оружие изготовленное в немецком городе Золингене: там производили одни из самых надежных и прочных клинков в Европе.
#6
Саблю-карабелу передал в коллекцию «Брянские древности» Государственный исторический музей. Она хранится в экспозиции Брянского краеведческого музея с 1950-х годов.
#7
Топор-потес
#8
Потесом на Руси называли топор, которым обрабатывали бревна. Таким инструментом выполняли большую часть плотницких работ. Ковали его из прочной стали, которая выдерживала сильную и длительную нагрузку. Иногда качество такого металла было даже лучше того, который шел на изготовление оружия. Рукоятку — топорище — чаще всего вытачивали из березы. Ее длину вычисляли в зависимости от роста мастера, которому предназначался инструмент. Длинная рукоять служила подобием рычага при работе: она уравновешивала тяжелую часть, и мастер меньше уставал. На конце топорища оставляли утолщение, чтобы оно не выскользнуло из руки во время замаха или удара.
#9
Лезвие потёса всегда было смещено относительно втулки, чтобы удобнее было обрабатывать бревна. Плотники пользовались правосторонними и левосторонними топорами. Вид инструмента выбирали в зависимости от того, с какой стороны нужно было обрабатывать бревно и какая рука у мастера была ведущей.

Первые плотницкие топоры, похожие на потесы, появились в XIV–XV веках в Австрии и Германии. Там их называли циммерманбайлями. Затем такие инструменты стали популярными в Польше, Литве, на Украине и в Белоруссии, а оттуда пришли и на русские земли. За характерную форму лезвия такой инструмент прозвали также «гусиным крылом».
#10
Потесы не были боевым оружием, но при необходимости заменяли его. Тяжелое широкое лезвие легко пробивало как кольчугу, так и пластинчатый доспех. Вытянутой верхней частью лезвия можно было наносить колющие удары, как пикой. Иногда между лезвием и втулкой оставляли узкую щель, в которую можно было захватить меч противника, а затем сломать или выбить его. Когда потес использовали в бою, обычную рукоять иногда заменяли на длинную, чтобы получилось подобие тяжелой алебарды.
#11
К плотницким топорам на Руси относились бережно и с почтением. Как и другие железные инструменты, они считались оберегами от болезней и нечистой силы. На русском Севере существовало поверье среди пастухов — если обойти стадо с топором в руках, на скот не нападут хищники.

После окончания работы топор никогда не оставляли воткнутым в бревно и не прислоняли к стене. О брошенный инструмент мог пораниться кто-то из домочадцев, а лезвие от такого обращения портилось и быстро тупилось. Поэтому топор убирали под лавку, где он никому не мешал.
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сабля-карабела, Топор-потес

Техника
Сталь, ковка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%