Изогнутые сабли-карабелы были распространены в XVI–XVIII веках в России и Восточной Европе: Польше, Венгрии, Молдавии. Их носили в основном казаки, стрельцы, кавалеристы. Особенно популярны были такие сабли у польских и литовских шляхтичей. Существовала даже пословица: «Без Бога — ни до порога, без карабелы — ни с постели!».
#1
Сабля-карабела
#2
#3
Изначально карабела была парадным оружием, в бою ее использовали редко. Рукоять украшали резьбой и вставками из драгоценных камней, ножны отделывали узорчатыми металлическими накладками. На боевых саблях декора почти не было: он снижал инерцию и силу удара, отвлекал воина, а резная рукоять неудобно лежала в руке.
Слово «карабела» произошло из турецкого языка и означало «черная отрава». Так прозвали эти клинки из-за того, что они наносили особенно тяжелые и опасные раны. По другой версии, сабли называли по месту изготовления — иранскому городу Кербела. Первое оружие такого типа ковали по образцу турецких сабель-кылычей, однако у карабел изгиб был более плавным.
#4
Некоторые сабли плавно расширялись в верхней трети, ближе к рукояти. Такое расширение называлось елманью. Клинок сабли отделялся от рукояти простой крестовиной с небольшими утолщениями на концах. Такой вид гарды называли открытым. Он не защищал руку, поэтому возник особый вид сабельного боя — «крестовое искусство». Карабелу держали заточенной стороной вверх, чтобы вражеское оружие, соскользнув по ней, не могло ударить по кисти. При ударе клинки встречались крест-накрест, отсюда и произошло название техники.
#5
Карабелы были легче гусарских сабель и других изогнутых клинков того времени. Они подходили для пеших и конных сражений. Ими пользовались в ближнем бою, наносили прямые и круговые удары.
Карабелы ковали чаще всего из турецкой или персидской стали. Встречалось также оружие изготовленное в немецком городе Золингене: там производили одни из самых надежных и прочных клинков в Европе.
#6
Саблю-карабелу передал в коллекцию «Брянские древности» Государственный исторический музей. Она хранится в экспозиции Брянского краеведческого музея с 1950-х годов.
#7
Топор-потес
#8
Потесом на Руси называли топор, которым обрабатывали бревна. Таким инструментом выполняли большую часть плотницких работ. Ковали его из прочной стали, которая выдерживала сильную и длительную нагрузку. Иногда качество такого металла было даже лучше того, который шел на изготовление оружия. Рукоятку — топорище — чаще всего вытачивали из березы. Ее длину вычисляли в зависимости от роста мастера, которому предназначался инструмент. Длинная рукоять служила подобием рычага при работе: она уравновешивала тяжелую часть, и мастер меньше уставал. На конце топорища оставляли утолщение, чтобы оно не выскользнуло из руки во время замаха или удара.
#9
Лезвие потёса всегда было смещено относительно втулки, чтобы удобнее было обрабатывать бревна. Плотники пользовались правосторонними и левосторонними топорами. Вид инструмента выбирали в зависимости от того, с какой стороны нужно было обрабатывать бревно и какая рука у мастера была ведущей.
Первые плотницкие топоры, похожие на потесы, появились в XIV–XV веках в Австрии и Германии. Там их называли циммерманбайлями. Затем такие инструменты стали популярными в Польше, Литве, на Украине и в Белоруссии, а оттуда пришли и на русские земли. За характерную форму лезвия такой инструмент прозвали также «гусиным крылом».
#10
Потесы не были боевым оружием, но при необходимости заменяли его. Тяжелое широкое лезвие легко пробивало как кольчугу, так и пластинчатый доспех. Вытянутой верхней частью лезвия можно было наносить колющие удары, как пикой. Иногда между лезвием и втулкой оставляли узкую щель, в которую можно было захватить меч противника, а затем сломать или выбить его. Когда потес использовали в бою, обычную рукоять иногда заменяли на длинную, чтобы получилось подобие тяжелой алебарды.
#11
К плотницким топорам на Руси относились бережно и с почтением. Как и другие железные инструменты, они считались оберегами от болезней и нечистой силы. На русском Севере существовало поверье среди пастухов — если обойти стадо с топором в руках, на скот не нападут хищники.
После окончания работы топор никогда не оставляли воткнутым в бревно и не прислоняли к стене. О брошенный инструмент мог пораниться кто-то из домочадцев, а лезвие от такого обращения портилось и быстро тупилось. Поэтому топор убирали под лавку, где он никому не мешал.
#12
ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Сабля-карабела, Топор-потес
Техника
Сталь, ковка
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться