Сак мужской охотничий в том виде, в котором он сегодня бытует в культуре ханты (легкий халат белого цвета, надеваемый поверх зимней одежды), — относительно недавнее заимствование. Оно пришло в XX веке из русской охотничьей культуры, в которой этот вид одежды называется «маскировочный халат», или кратко «маскхалат».
Надев маскхалат, человек способен скрыться в окружающей среде благодаря совпадению цвета маскхалата и окружающей среды и дополнительным элементам маскировки вроде прикрепленных листьев, веток и так далее.
Особенность этого костюма — возможность ношения поверх любой одежды. Маскировочный халат легок и не стесняет того, кто его надевает, в движениях.
В отличие от европейского (русского) маскхалата, охотничий сак ханты шили без широкого капюшона, который скрывал голову охотника. Вместо капюшона хантыйский охотничий халат дополнялся суконным или меховым воротником. Представленный в экспозиции белый ситцевый сак оформлен суконным воротником.
Зимний сак охотник надевал в случае, если поджидал зверя в засаде, а не перемещался по территории. Зимний охотничий сак всегда шили больше размером, чем обычную одежду, так как он надевался на верхнюю одежду и не должен был стеснять человека в движениях, в том числе и при активной физической нагрузке.
Как правило, белые маскировочные охотничьи халаты в прошлом веке и в центральной России, и в Сибири, в том числе в традиционных культурах коренных малочисленных народов Севера, шились из простых тканей: ситца или сатина. Они были дешевы при пошиве и легки в ношении.
Сегодня охотничьи мужские саки (маскхалаты) также имеют свое хождение в культуре, так как охотничий промысел жив. Разница только в том, что шить саки стали из более современных синтетических материалов, а в большом количестве случаев маскировочную экипировку охотника покупают в специализированных магазинах. Традиционные же охотничьи маскировочные саки сегодня можно увидеть только в музейных экспозициях, в том числе и в стенах Угутского краеведческого музея имени Петра Семёновича Бахлыкова.