Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В XVIII–XIX веках распашные халаты (саки) и шубы среди сургутских хантов носились как женщинами, так и мужчинами. У женщин халаты всегда были довольно длинными (ниже колен), а у мужчин — как длинными, так и полукороткими (длиной до колен).
У сургутских хантов для халатов характерна выраженная асимметричность. Халаты запахиваются (от себя смотря) из правой стороны на левую, и подпоясываются. Правый пол халата заходит далеко над левым полом халата. Из-за этого часто у левого пола женского халата, который бывает спрятанным, меньше украшений (чем у правого пола), или их нет вообще.
Халаты в старину шились из сукна или другой ткани, и под ними могла быть подбивка или дополнительный слой, подкладка, из шкур разных млекопитающих или птиц. Также края халатов часто обшивались шкурами выдры или белки. То же самое практически можно сказать и про современные халаты, но в качестве подбивки могут быть еще и другие материалы (например, синтепон), а края халатов могут быть обшиты тканью другого цвета (вместо шкур).
Женские халаты — саки в старину украшались как бисером, так и бляшками, отлитыми из олова. Иногда женские халаты украшались также просто полосками из ткани (например, это видно в халатах, где идут горизонтальные штрихи спереди). В наши дни бисерные украшения у женских халатов (называются «пэнт» или «пынт») не только сохранились, но еще и расширились в ширину (порой даже в 10–20 раз расширились по сравнению с старинными «пэнтами» или «пынтами»). Зато оловянные бляшки исчезли. Это исчезновение, видимо, связывается с 1920-ми или 1930-ми годами. Позже вместо оловянных бляшек стали шить пуговицы.
Мужские халаты — саки не украшались ни бисером, ни оловянными бляшками. Ни раньше, ни в наши дни.
Халаты — саки, как женские так и мужские имели наплечные украшения. Эти украшения могли быть как самостоятельными (съемные украшения), так и пришитыми к самому халату, или же к рубахе (или платью) под ним, но так, чтобы было видно. Иногда наплечное украшение рубахи или платья комбинировалось вместе с наплечным украшением халата, создавая двойное наплечное украшение. Еще был вариант такой — одно наплечное украшение нашивалось к нижней подкладке, и потом выпускалось над другим наплечным украшением, что было пришито к халату.
Наплечные украшения могли быть узкими, и могли быть широкими. Обычно они шились из сукна, но в ходу могли быть также и другие текстили. У женщин лопасти широких наплечных украшений могли украшаться оловянными бляшками и муранскими бусинами. Позже, когда оловянные бляшки исчезли, вместо них стали нашивать пуговицы и бисер. Бывали наплечные украшения, особенно у мужчин, сшитые также из меха млекопитающего животного. В наши дни наплечные украшения часто появляются в виде меха лисицы, куницы (или другого животного) вокруг горла. Часто в наши дни наплечные украшения (особенно в летних версиях халатов) полностью отсутствуют.
Подмышки у халатов — саков у сургутских хантов в прошлом обычно были другого цвета, чем основной цвет самого халата. По одной из версий (известных у тромаганских хантов), подмышки являются «глазами» души, и им надо «помогать видеть», вот почему подмышки из другого цвета.
Женский сак из экспозиции «Югорское наследие» красного цвета и изготовлен из сукна. Стан состоит из спинки, двух полок и вставных ластовиц. Украшен аппликацией по ткани, лентами желтоватого меха, узорами разноцветного бисера. Воротник широкий бирюзового цвета. Запахивается сак правой полой на левую, соединяется тремя парами завязок.