#1
Салфетка с монограммой, рюмка и соусник
#2
#5
#14
Когда Николай II и члены его семьи отправились в тобольскую ссылку, большую часть посуды и кухонной утвари для них прислали из Царского Села. В их числе были скатерти и столовые салфетки. Одна из них хранится сейчас в коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
Вся поверхность салфетки украшена узором, который выткали на фабрике ручным способом. В середине фона расположился герб Российской империи, а по углам — монограмма Николая II: корона, а под ней буква Н и латинская цифра II. Эти элементы указывают на то, что столовое белье было выпущено по особому заказу, специально для семьи последнего российского императора. Остальной узор выполнен в виде переплетенных стеблей и листьев.
Прямоугольную салфетку изготовили из поплина — плотной и мягкой ткани, которую начали производить еще в XIV веке при дворе Папы Римского. Отсюда и произошло ее название: в некоторых иностранных языках это слово означало «папский».
Поплин ткали из нитей разной толщины: основа была более мягкой и тонкой, уток — плотным. Такое переплетение образовывало на поверхности полотна мелкий рубчик. В России такая ткань появилась только в XVIII столетии, но быстро стала популярной. Из нее шили дамские платья, мужские рубашки, постельное белье, скатерти. Чаще всего эта ткань состояла из шелковых волокон. Однако на салфетки для императорской семьи пошло полотно из тонкого льна.
Столовую салфетку, которая хранится в Музее семьи Николая II, передал в собрание Тобольского губернского музея полковник Евгений Кобылинский. С марта 1917 года он служил начальником царской охраны, вместе с императорской семьей отправился в Тобольск. Там он подружился с Романовыми и заслужил доверие Николая II. Гувернер цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал о Кобылинском как о «лучшем друге» опального императора.
После отъезда царской семьи в Екатеринбург Евгений Кобылинский остался в Тобольске. Губернский комиссар Василий Пигнатти, который в то время исполнял обязанности консерватора Тобольского музея, помог ему передать в коллекцию предметы, которые принадлежали императорской семье.
Вся поверхность салфетки украшена узором, который выткали на фабрике ручным способом. В середине фона расположился герб Российской империи, а по углам — монограмма Николая II: корона, а под ней буква Н и латинская цифра II. Эти элементы указывают на то, что столовое белье было выпущено по особому заказу, специально для семьи последнего российского императора. Остальной узор выполнен в виде переплетенных стеблей и листьев.
Прямоугольную салфетку изготовили из поплина — плотной и мягкой ткани, которую начали производить еще в XIV веке при дворе Папы Римского. Отсюда и произошло ее название: в некоторых иностранных языках это слово означало «папский».
Поплин ткали из нитей разной толщины: основа была более мягкой и тонкой, уток — плотным. Такое переплетение образовывало на поверхности полотна мелкий рубчик. В России такая ткань появилась только в XVIII столетии, но быстро стала популярной. Из нее шили дамские платья, мужские рубашки, постельное белье, скатерти. Чаще всего эта ткань состояла из шелковых волокон. Однако на салфетки для императорской семьи пошло полотно из тонкого льна.
Столовую салфетку, которая хранится в Музее семьи Николая II, передал в собрание Тобольского губернского музея полковник Евгений Кобылинский. С марта 1917 года он служил начальником царской охраны, вместе с императорской семьей отправился в Тобольск. Там он подружился с Романовыми и заслужил доверие Николая II. Гувернер цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал о Кобылинском как о «лучшем друге» опального императора.
После отъезда царской семьи в Екатеринбург Евгений Кобылинский остался в Тобольске. Губернский комиссар Василий Пигнатти, который в то время исполнял обязанности консерватора Тобольского музея, помог ему передать в коллекцию предметы, которые принадлежали императорской семье.
#13
Полное наименование: Салфетка столовая с монограммой Императора Николая II
Автор неизвестен
Дата создания: начало ХХ века
Техника: поплин; машинная работа
Размеры: 86×71 см
Коллекция: Ткани
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
Реставраторы: Мамина О.А.
№ Госкаталога: 003495091
Автор неизвестен
Дата создания: начало ХХ века
Техника: поплин; машинная работа
Размеры: 86×71 см
Коллекция: Ткани
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
Реставраторы: Мамина О.А.
№ Госкаталога: 003495091
#3
Рюмка из зеленого стекла
#7
#9
Стеклянная рюмка из коллекции Музея семьи Романовых представляет собой небольшую полусферическую чашу на резной ножке. Она изготовлена из прозрачного стекла, донышко окрашено в зеленый цвет, чтобы сосуд и напиток в нем ярче играли на свету.
Стенка рюмки украшена гравировкой — императорской короной и личным вензелем цесаревича Николая Александровича, который состоит из переплетенных инициалов наследника.
Столовую посуду с монограммами изготавливали специально для членов императорской семьи. Для гостей и придворных выпускали сервизы с другими рисунками, без вензелей.
Рюмку изготовили на Императорском фарфоровом заводе. Это предприятие открылось в 1744 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. К XIX веку завод стал одним из крупнейших в Европе.
Императорский фарфоровый завод на протяжении нескольких столетий выпускал для монаршего дома не только фарфоровые и фаянсовые сервизы, но и стеклянную посуду. Ее передавали в гофмаршальскую часть Дворцового управления. В этой службе следили за тем, чтобы посуда правильно хранилась в кладовых, всегда была целой и чистой, подавалась в соответствии с церемониалом.
Кроме того, служащие гофмаршальской части следили за тем, чтобы своевременно восполнялась «текущая убыль», и создавали для императорского завода новые эскизы рюмок, чашек и стаканов. Рисунки утверждала Высочайшая комиссия Дворцового управления. Затем их передавали мастерам по стеклу и фарфору.
Изделия из хрусталя и тонкого стекла в России XVIII–XIX веков считались дорогим и ценным товаром. Ими чаще всего пользовались в дворянских семьях и при императорском дворе. Если сервиз изготавливали не для царской семьи, то вензелем с монограммой украшали те предметы, которые были предназначены для главы семьи. Хрустальные рюмки и фужеры часто дополняли графинами, выполненными в том же стиле. Изделия из хрусталя украшали резьбой или гранили, чтобы свет играл на них ярче.
Простые горожане покупали рюмки и стаканы из более толстого дешевого стекла, меди или олова. В деревнях чаще всего обходились посудой из дерева или глины.
Стенка рюмки украшена гравировкой — императорской короной и личным вензелем цесаревича Николая Александровича, который состоит из переплетенных инициалов наследника.
Столовую посуду с монограммами изготавливали специально для членов императорской семьи. Для гостей и придворных выпускали сервизы с другими рисунками, без вензелей.
Рюмку изготовили на Императорском фарфоровом заводе. Это предприятие открылось в 1744 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. К XIX веку завод стал одним из крупнейших в Европе.
Императорский фарфоровый завод на протяжении нескольких столетий выпускал для монаршего дома не только фарфоровые и фаянсовые сервизы, но и стеклянную посуду. Ее передавали в гофмаршальскую часть Дворцового управления. В этой службе следили за тем, чтобы посуда правильно хранилась в кладовых, всегда была целой и чистой, подавалась в соответствии с церемониалом.
Кроме того, служащие гофмаршальской части следили за тем, чтобы своевременно восполнялась «текущая убыль», и создавали для императорского завода новые эскизы рюмок, чашек и стаканов. Рисунки утверждала Высочайшая комиссия Дворцового управления. Затем их передавали мастерам по стеклу и фарфору.
Изделия из хрусталя и тонкого стекла в России XVIII–XIX веков считались дорогим и ценным товаром. Ими чаще всего пользовались в дворянских семьях и при императорском дворе. Если сервиз изготавливали не для царской семьи, то вензелем с монограммой украшали те предметы, которые были предназначены для главы семьи. Хрустальные рюмки и фужеры часто дополняли графинами, выполненными в том же стиле. Изделия из хрусталя украшали резьбой или гранили, чтобы свет играл на них ярче.
Простые горожане покупали рюмки и стаканы из более толстого дешевого стекла, меди или олова. В деревнях чаще всего обходились посудой из дерева или глины.
#12
Полное наименование: Рюмка из зеленого стекла с вензелем Цесаревича Николая Александровича
Автор: Императорский фарфоровый завод
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: стекло; резьба
Размеры: 12×5,5 см
Коллекция: Стекло
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
№ Госкаталога: 13971010
Автор: Императорский фарфоровый завод
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: стекло; резьба
Размеры: 12×5,5 см
Коллекция: Стекло
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
№ Госкаталога: 13971010
#4
Соусник
#8
#10
Фаянсовый соусник с росписью подарила Музею семьи Романовых жительница Тобольска Лариса Раевская. Она, в свою очередь, получила его от знакомой — Ирины Поздняковой. Старинный соусник принадлежал матери Поздняковой и перешел к ней от свекрови, Марии Логиновой. По мнению исследователей, Логинова могла прислуживать семье Романовых, когда они находились в тобольской ссылке.
#15
Соусник был частью большого сервиза. Он входил в набор посуды из губернаторского дома, где поселили опального императора и его семью. В пару к этому изделию прилагалось небольшое блюдце-подставка: оно также сохранилось до наших дней и представлено в экспозиции Тобольского музея.
#16
Белый фаянсовый соусник расписан цветной глазурью. На его боках, а также на бортиках блюдца расположены изображения лиловых ирисов. Отдельные детали украшены позолотой.
Матвей Кузнецов основал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий» в 1889 году. Он выпускал посуду и предметы декора для разных категорий покупателей. На крестьян были рассчитаны недорогие практичные изделия с простым декором, горожане предпочитали варианты с росписью, похожие на дворянские сервизы. Аристократам Кузнецов предлагал посуду с изысканными рисунками и позолоченной внутренней поверхностью.
К началу ХХ века «Товарищество» было крупнейшим производителем фарфора и фаянса в Европе. В его состав входили семь заводов, каждый из которых специализировался на определенной продукции. Дулевский завод выпускал церковную утварь, статуэтки и сервизы, расписанные крупными цветовыми пятнами. В Твери изготавливали штучные предметы: блюда, кружки, сухарницы, икорницы. В ассортимент Будянской фабрики входили даже кукольные сервизы.
В 1902 году Кузнецов стал официальным поставщиком императорского двора. Его предприятие снабжало семью Романовых посудой вплоть до революции.
На заводах Матвея Кузнецова применяли особый способ обработки глины, которая шла потом на производство фаянса. Ее целый год выдерживали в подвалах с определенной влажностью и температурой, после чего материал становился пластичным и не трескался во время работы. Для обжига использовали торф, который добывали не позднее июля. Такое топливо успевало как следует просохнуть, поэтому давало ровное жаркое пламя и не коптило.
Матвей Кузнецов основал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий» в 1889 году. Он выпускал посуду и предметы декора для разных категорий покупателей. На крестьян были рассчитаны недорогие практичные изделия с простым декором, горожане предпочитали варианты с росписью, похожие на дворянские сервизы. Аристократам Кузнецов предлагал посуду с изысканными рисунками и позолоченной внутренней поверхностью.
К началу ХХ века «Товарищество» было крупнейшим производителем фарфора и фаянса в Европе. В его состав входили семь заводов, каждый из которых специализировался на определенной продукции. Дулевский завод выпускал церковную утварь, статуэтки и сервизы, расписанные крупными цветовыми пятнами. В Твери изготавливали штучные предметы: блюда, кружки, сухарницы, икорницы. В ассортимент Будянской фабрики входили даже кукольные сервизы.
В 1902 году Кузнецов стал официальным поставщиком императорского двора. Его предприятие снабжало семью Романовых посудой вплоть до революции.
На заводах Матвея Кузнецова применяли особый способ обработки глины, которая шла потом на производство фаянса. Ее целый год выдерживали в подвалах с определенной влажностью и температурой, после чего материал становился пластичным и не трескался во время работы. Для обжига использовали торф, который добывали не позднее июля. Такое топливо успевало как следует просохнуть, поэтому давало ровное жаркое пламя и не коптило.
#11
Полное наименование: Соусник
Автор: «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий»
Дата создания: конец XIX—начало ХХ века
Техника: фаянс; глазурь, цветная глазурь, золочение
Размеры: 11,5×21×12,5 см
Коллекция: Фарфор, керамика
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
№ Госкаталога: 8997854
Автор: «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий»
Дата создания: конец XIX—начало ХХ века
Техника: фаянс; глазурь, цветная глазурь, золочение
Размеры: 11,5×21×12,5 см
Коллекция: Фарфор, керамика
Правообладатель изображений: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
№ Госкаталога: 8997854
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Салфетка с монограммой, рюмка и соусник
Коллекция
0

Открыть в приложении
Поделиться