Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «В гостях у купца Серебрякова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Салфетница, подставка под горячее, салфетка

0
Открыть в приложении
#1
Салфетница, подставка под горячее, салфетка
#8
Салфетница
#3
Кольцо нестандартной фигурной формы в виде скошенного цилиндра выполнено из серебра. По всей поверхности оно декорировано растительным орнаментом.

Салфеточное кольцо представляет собой предмет сервировки обеденного стола, оно надевается на свернутую трубкой салфетку. Помимо круглых колец, выпускают также овальные, прямоугольные, трехгранные, шестигранные и фигурные.

В Англии в XVIII веке кольца использовали для обозначения чистых салфеток. Благодаря им можно было определить, какой салфеткой можно воспользоваться за обедом, а какая уже требует стирки. Позднее кольца стали указывать на принадлежность той или иной салфетки одному из членов семьи. У каждого была своя салфетка и, соответственно, собственное кольцо, украшенное монограммой владельца.

Во Франции подобные салфетницы появились в начале XIX века. На тот момент серебряные кольца потеряли свое практическое назначение и уже к сороковым годам XIX века приобрели огромную популярность в Европе просто как предмет сервировки и декора стола. Чтобы стать обладателем модного столового аксессуара, некоторые горожане сдавали на переплавку серебряные монеты, из которых изготавливали кольца.

Кольца могли быть замкнутыми и разрезными, имели плоскую выпуклую или граненую поверхность. Для устойчивости некоторые салфеточные кольца снабжали маленькими ножками с шариками или расширениями на концах в виде лап животных или птиц.

Диаметр салфеточного кольца обычно составлял 35-45 миллиметров, ширина — 30-40 миллиметров, а весило изделие около 40-50 граммов. Кольца изготавливали не только из серебра, но и из мельхиора, латуни, меди, нейзильбера, органического стекла, дерева, фарфора, перламутровых раковин, кости и рога.

Монограммы и метки на салфеточном кольце вырезали или гравировали в зависимости от материала. Салфеточные кольца из металлов выпускали ажурными и сплошными, последние украшали чеканкой, гравировкой, чернью, эмалью и филигранью. Латунные, медные и нейзильберовые кольца серебрили и никелировали. Деревянные изделия украшали цветной росписью.
#9
Полное наименование: Салфетница-кольцо
Дата создания: XIX век
Техника: серебро, гравировка, золочение
Место создания: Санкт Петербург, Российская империя
Размеры: 4,3×5.4 см
Коллекция: Предметы ДПИ, быта и этнографии
Правообладатель изображений: МБУ «Музей истории Тетюшского края»
#10
Подставка под горячее
#5
Подставка под горячее, представленная в экспозиции, была выполнена во Франции в XIX веке.

История этого предмета связана с культурой пития. Родиной самой первой подставки под чашу считается Германия. На немецком языке этот аксессуар назывался «бирдекель», что дословно переводится на русский как «крышка для пива». В XIX веке в немецких пивных было принято закрывать кружки салфетками из фетра, чтобы защитить напиток от мух и других насекомых. Эти же салфетки позже начали подкладывать под кружки, чтобы они не скользили по столу. Бирдекели в те времена были многоразовыми: после застолья их стирали, сушили и использовали снова.

Через несколько лет изобрели подставки из толстого, впитывающего влагу картона, но такой аксессуар имел весьма непродолжительный срок службы. Поэтому со временем их стали делать из более прочных материалов, стойких к влаге и высокой температуре. Позже их стали изготавливать не только под кружки, но и под блюда.

Основание данной подставки выполнено из оникса. В древние времена этот камень использовали для изготовления печатей, кубков, шкатулок и других предметов. Кроме того, оникс использовали в отделке храмов и соборов. Например, в Средние века тончайшие пластины этого минерала заменяли стекла в витражах соборов. Позволить себе изделия из оникса могли только богатые семьи.

Оникс представляет собой халцедоновую разновидность кварца. Цвет минерала может быть бурым, зеленовато-коричневым, медовым, белым, желтовато-коричневым. Сам оникс по своей природе непрозрачен.
Рама подставки выполнена из бронзы в технике перегородчатой эмали. Для создания предметов этим способом на тонкой металлической пластине — основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали — процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур — эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью и затем обжигают. После этого эмаль шлифуют и окончательно полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
#11
Полное наименование: Подставка под горячее
Дата создания: конец XIX века
Техника: оникс, бронза, эмаль, ковка
Размеры: 32,5×24×3.5 см
Место создания: Франция
Коллекция: Предметы ДПИ, быта и этнографии
Правообладатель изображений: МБУ «Музей истории Тетюшского края»
№ Госкаталога: 6015261
#12
Салфетка
#7
Салфетка хранилась в семье Трофима Васильченкова — правнука тетюшских купцов Николая Полосухина и Г. Терехова (его имя не сохранилось). Ее подарили купцам дети из тетюшского детского приюта в знак благодарности за попечительство. В музей салфетку передали родственники Васильченкова.

Салфетка квадратной формы с продернутой по краям бахромой соткана из бежевых и молочных льняных ниток. По краям бежевыми нитками вышит растительный орнамент. Внутри образованной узором рамки по диагонали в две строки теми же нитками выткана надпись: «Просимъ Васъ посещать насъ».

Первые салфетки появились еще в Древнем Риме, где их называли «судария» или «маппа». Они представляли собой кусок ткани, который использовали, чтобы вытереть губы после еды или убрать пот со лба. Каждый гость приносил на трапезу собственную салфетку. В нее также заворачивали остатки угощений. Салфетки часто были именными, их украшали вышитыми вензелями с инициалами владельца.

В Европе салфетки появились в XV веке, сначала ими пользовались только члены королевской семьи. В то время далеко не все пользовались вилками и ножами, простолюдины ели в основном руками, поэтому салфетки изготавливали больших размеров, чтобы ими было удобнее вытираться.

В XVII веке во Франции появились первые правила этикета, регламентирующие использование салфеток за столом. Французский трактат, датируемый 1729 годом, гласил: «Неинтеллигентно использовать салфетку для вытирания лица или зубов, и самая грубая ошибка — это вытереть нос». Другое правило приличия звучало так: «В компании человек высшего ранга должен разложить свою салфетку раньше, чем все остальные. Когда все присутствующие являются социально равными, все разворачивают салфетки вместе, без церемоний».

На Руси вместо салфеток пользовались рукавами одежд или полами скатерти. Это продолжалось до эпохи правления Петра I. Своим указом император ввел столовые салфетки в обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикету было дано указание, как и для чего следует использовать столовые салфетки: «Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток».
#13
Полное наименование: Салфетка трактирная с надписью: «Просимъ Васъ посещать насъ»
Дата создания: конец XIX века
Техника: лен, ткачество
Место создания: Российская империя
Размеры: 17×19.5 см
Коллекция: Предметы ДПИ, быта и этнографии
Правообладатель изображений: МБУ «Музей истории Тетюшского края»
№ Госкаталога: 15150383
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Салфетница, подставка под горячее, салфетка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%