Самовар — это сосуд, как правило, металлический, с топкой внутри для кипячения воды. Название собственно русское — от «сам варит», хотя существует мнение, что источником русского названия послужило тюрское заимствование (санабар). Во всяком случае идея самонагревающихся сосудов была реализована еще в глубокой древности и в Иране, и в Китае, и в античной Греции.
Со временем самовар, как матрешка, стал символом русской национальной культуры, что свидетельствует о мировом признании счастливой догадки безымянного мастера усовершенствовать иностранную машину для нагревания воды.
Но с конца века начал распространялся все шире. И соответствующие сосуды, пригодные для чаепитий, тут же нашлись.
Существовали также кухни-самовары: округлой формы сосуды, состоящие из двух- трех отделений — для варки щей, каши, кипячения воды.
С Москвой связано и начало их промышленного выпуска: в 1766 году в Кожевниках (район Замоскворечья) была открыта первая в России фабрика Александра Шмакова. Через год их производство освоили на Урале, затем в Петербурге, Архангельске, Ярославле, Вологде и Костроме. Примечательная деталь: металлический лист, из которого делалось «тулово» самовара, резался по той же зигзагообразной линии, что и береста, из которой кроились туеса.
Первую мастерскую в городе славных оружейников основал в 1778 году слесарь-кустарь Иван Лисицын, а уж через полвека их насчитывалось здесь несколько десятков.
Форма самовара зависела от вкусов времени и желания заказчика. Есть затейливые самовары в форме пасхального яйца или петуха, самовары — вазы, самовары-цилиндры различных размеров.
Но именно в России XVIII века впервые соединили, прежде съемные, жаровню и сосуд с водой.
Со временем самовар, как матрешка, стал символом русской национальной культуры, что свидетельствует о мировом признании счастливой догадки безымянного мастера усовершенствовать иностранную машину для нагревания воды.
А ведь не так уж и стара традиция русских чаепитий. Впервые чай испробовали на Руси в 1638 году, когда монгольский Алтынхан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу четыре пуда «целебной травки».
В ту пору был заморский продукт необычайно дорог и употреблялся главным образом как лекарство.
Но с конца века начал распространялся все шире. И соответствующие сосуды, пригодные для чаепитий, тут же нашлись.
Самый близкий родственник самовару — сбитенник, в котором готовили « питье медвяное » с травами и пряностями: своего рода чайник с трубой внутри для раскаленных углей и поддувалом внизу.
Существовали также кухни-самовары: округлой формы сосуды, состоящие из двух- трех отделений — для варки щей, каши, кипячения воды.
Может быть, еще и поэтому русские водогреи называли в Западной Европе «чайными машинами»? И вполне справедливо: ведь чтобы собрать одну такую, необходимо выполнить 900 технологических операций.
Прежде всего самовар появился в дворянской среде вместе с обычаем пить чай, известным в Московии с середины XVII века.
Почти столетие понадобилось для того, чтобы чай из самовара начали пить богатые горожане, а следом за ними, с середины XIX века и деревенские жители.
После 1840 года Россия оказалась торговым посредником Китая в поставках чая во многие европейские страны, что удешевило этот экзотический товар для российских подданных. На ярмарках и в колониальных лавках можно было приобрести самые лучшие и редкие сорта этого растения.
С Москвой связано и начало их промышленного выпуска: в 1766 году в Кожевниках (район Замоскворечья) была открыта первая в России фабрика Александра Шмакова. Через год их производство освоили на Урале, затем в Петербурге, Архангельске, Ярославле, Вологде и Костроме. Примечательная деталь: металлический лист, из которого делалось «тулово» самовара, резался по той же зигзагообразной линии, что и береста, из которой кроились туеса.
Но подлинного расцвета достигло самоварное искусство, когда взялись за него туляки. Самоварной столицей стала Тула, где в конце прошлого столетия значились 74 самоварные фабрики.
Первую мастерскую в городе славных оружейников основал в 1778 году слесарь-кустарь Иван Лисицын, а уж через полвека их насчитывалось здесь несколько десятков.
Неудивительно, что в самоварном производстве довольно быстро появились промышленные предприятия. Уже в 1778 году Назар Лисицын из Тулы открыл свою фабрику, своими успехами дав толчок появлению и других тульских производителей самоваров.
В Туле были предприятия братьев Ломовых, Черниковых, Киселева, Афанасьева, Баташевых и др.
Форма самовара зависела от вкусов времени и желания заказчика. Есть затейливые самовары в форме пасхального яйца или петуха, самовары — вазы, самовары-цилиндры различных размеров.
Неистощимы оказались тульские мастера на выдумку и фантазию, каких только форм не придумывали: античной вазы и луковицы, репы, груши, рюмки, шара, желудя, срезанного конуса, бочонка, цилиндра, тюльпана и даже… петуха и паровоза. Украшали их листьями-подсвечниками, витыми кранами (а то и двумя и тремя), фасонными ручками, «обвешивали» амурами и ангелочками, фигурками диковинных зверей, птиц, растений.
Сверкающую поверхность покрывали оригинальной чеканкой резьбой, вязью остроумных надписей в назидание потомкам.
Со временем самоваров стало столько, что их начали продавать на вес. Самовар довольно быстро стал необходимой принадлежностью деревенских изб и городских квартир, мещанских кухонь и аристократических гостиных, придорожных трактиров и фешенебельных ресторанов.
Но после Революции самовары стали погибать на базах Вторцветмета, превратились чуть ли не в символ дремучего мещанства. Гражданину в кожаной куртке не полагалось получать удовольствие от песенки «У самовара я и моя Маша…». Конечно, имелась и более основательная причина для вымирания самоваров — на газовой плите вода в чайнике закипала быстрее.
Возможно, самовар окончательно переселился бы в глухую провинцию, но он сумел вовремя перейти на «электрическую тягу» и тем самым объединил век пара и век электричества.