История самовара насчитывает почти два с половиной столетия. С момента своего появления он занял особое место среди предметов домашнего обихода, стал символом домашнего очага и одним из характернейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. На протяжении XIX и XX веков самовар был центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке рассматривалось, как часть национальной культуры.
Формы и декор самоваров позволяют проследить различные стилистические влияния, которым подвергались предметы быта в соответствии с меняющимися общественными вкусами.
«Самовар Иван Иваныч!», «Золотой Иван Иваныч!» — так уважительно величали самовары в народе. Их высоко ценили, берегли и как семейные ценности передавали из поколения в поколение.
Самовары являлись предметом престижа, показателем состоятельности и достатка семьи.
Тема чаепития получила широкое распространение в русском искусстве в целом. В первой половине XIX века появляются живописные произведения, изображающие сцены чаепития, загородные пикники с непременным самоваром.
Крупнейшим центром производства самоваров в середине XIX века становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. На рубеже XIX–XX вв. тульские оружейники, с XVII века передававшие из поколения в поколение навыки кузнечной работы и художественной обработки металла, начинают искать новый ассортимент товаров. Именно медная посуда, в частности самовары, оказалась наиболее удобной и выгодной продукцией для производства в небольших ремесленных заведениях.
В музейных коллекциях изделия первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров. В это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности, и они просто не сохранялись.
Представленный в экспозиции самовар изготовлен одной из старейших тульских мастерских Степана Киселева, открытой в 1820 году. Самовар выполнен в форме вазы-урны — художественно-декоративное решение, характерное для стиля ампир. Предмет отличают изящество, четкость пропорций и сдержанное орнаментальное оформление.