Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспозиция Дома-музея В.И. Ленина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Самовар, Вазочки для варенья, Поднос под самовар

0
Открыть в приложении
#1
Самовар, Вазочки для варенья, Поднос под самовар
#2
Фабрика братьев Коронцовых
Жаровой самовар
#4
Латунный самовар, стоящий на небольшом столике возле окна в столовой комнате Дома-музея Владимира Ленина, изготовлен на тульской Фабрике братьев Воронцовых во второй половине XIX века. Это дубликат самовара, который принадлежал семье Ульяновых. Подлинный экземпляр хранится в музее Владимира Ленина в Москве.

Тело самовара выполнено в форме гладкостенной вазы с выступающей округлой средней частью и перехватом в верхней. Основание самовара квадратное, на четырех угловых выступающих ножках, в нижней части расположено поддувало с фигурными прорезями — такой самовар разогревали углями.

К сторонам изделия приделаны небольшие ручки в виде двух фигурных пластин, соединенных деревянными держателями. У крана — фигурный массивный слив и рельефная розетка в основании. Ключ крана выполнен в виде «ветки» с деревянной шишечкой. Крышечка ступенчатая с двумя деревянными хватками и паровичком — отверстием для стравливания пара. На крышке стоит фабричное клеймо братьев Воронцовых.

Обычно самовар ставили на поднос, чтобы стол не нагревался. Самоварные подносы были неширокими, в форме прямоугольника. Полоскательница была еще одной обязательной частью самоварного сервиза. Это низкая и широкая чаша, в которую сливали остаток воды из самовара, остатки заварки из чашек. Ее ставили под самоварный кран, чтобы не набегала лужица на поднос.

Во время чаепития самовар занимал центральное место на столе. В доме Ульяновых к чаю подавали пастилу, сухофрукты, варенье и выпечку.

Дмитрий Ульянов, младший брат Ленина, вспоминал: «Когда решали пить чай в беседке, то также дружно брались все за работу: Саша, бывало, тащит в сад самовар. Другие несут что кому под силу; дети по нескольку раз бегают в дом и обратно в сад, в беседку. Обычно было принято прислугу не беспокоить, а все делать самим. Обычно в нашей семье вечерний чай соединялся с холодным ужином, так что возни с этими чаепитиями в беседке было немало. По окончании чаепития на всех также хватало работы: девочки помогали матери мыть посуду, мы уносили из беседки все обратно домой».
#5
Полное наименование: Жаровой самовар семьи Ульяновых. Дубликат
Автор: Фабрика братьев Воронцовых
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: ковка, литье, пайка, резьба
Место создания: Тула, Россия
Размеры: 40×40×50 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: Ленинский мемориал
#3
Поднос под самовар
#6
В столовой комнате дома-музея стоит жаровой самовар на металлическом подносе. Этот самовар является дубликатом предмета, который принадлежал семье Ульяновых в 1880-х годах, а вот поднос — подлинный. Его последней хозяйкой была Анна Ульянова-Елизарова, старшая дочь Ульяновых.

В летнее время Ульяновы часто выносили самовар в летнюю беседку, которая располагалась в саду, зимой пили чай в столовой. Во время чаепития самовар обязательно ставили на металлический поднос. Он не давал нагретым ножкам самовара прожигать и царапать покрытие стола.

Подносы под самовар должны были быть термоустойчивыми, поэтому их производили из металла. Изначально мастера использовали медь, но с XVIII века она стала дорожать и производство таких изделий перестало быть массовым. Для тех, кому медный поднос был не по карману, их делали из металла подешевле. Альтернативой стала латунь — сплав на основе меди с добавлением цинка, от 5 до 45% от общего объема в зависимости от марки сплава. В специальную емкость из огнеупорной глины — тигель — клали слитки меди и нагревали в печи до красного каления. Когда медь начинала плавиться, в нее по кускам добавляли нужное количество цинка. Топливом служили кокс, древесный или каменный уголь. Когда расплавленные медь и цинк хорошо смешивались, их отливали в закрытые железные изложницы — формы для получения слитка.

С податливой латунью легко было работать: из слитка ее можно было прокатить в тонкий лист, из которых обычно и делали подносы. Ударами молота латуни придавали нужную форму, при необходимости ее можно было даже вытянуть в проволоку. Иногда в латунь добавляли олово или марганец для большей устойчивости к горячему пару и коррозии, железо для твердости — и другие металлы.

Латунный поднос из коллекции Дома-музея Владимира Ленина выполнен в форме вертикального металлического листа с невысоким двухступенчатым бортом. Задняя часть подноса, предназначенная для самовара, прямоугольная; передняя, на которую ставили полоскательницу или чашку, округлая. На нем нет орнамента.

Поднос поступил в музей от Клавдии Анохиной, которая с 1930 года жила в московской квартире на улице Манежной вместе с Анной Ульяновой-Елизаровой. После смерти Анны в 1935 году Анохина хранила ее вещи.
#7
Полное наименование: Поднос под самовар
Автор: Иван Кольчугин
Дата создания: 188(9) год
Техника: латунь, ковка, вытягивание
Размеры: 40×21 см 
Коллекция: Подлинники семьи Ульяновых
Правообладатель изображений: Ленинский мемориал
#8
Вазочки для варенья
#9
В столовой комнате дома-музея Владимира Ленина, возле левого окна, по обе стороны от латунного самовара тульского производства стоят две вазочки. Одну из них музею передала младшая сестра Ленина Мария Ульянова.

Эти вазочки для варенья отлили из прозрачного стекла в России. Название завода, на котором их изготовили, и точная дата производства неизвестны. Исследователи датируют их второй половиной XIX века. Оба экспоната хорошо сохранились.

Первая вазочка выполнена в форме чаши со стеклянной крышкой, по ее поверхности пущен мелкий геометрический орнамент. Борт широкий и волнообразный, отогнутый. Изделие стоит на высокой цилиндрической граненой ножке.

Вторая вазочка, подлинная, меньшего размера, выполнена в форме полусферы. На стенки нанесен рельефный растительный декор и частый узор в мелкую выпуклую точку. Ножка у вазочки очень низкая. Крышка утрачена.

Стеклянные вазочки, выставленные в экспозиции дома-музея Ульяновых, служили посудой для домашнего варенья, которое в семье очень любили. Каждое лето Мария Александровна варила желе и варенье, готовила пастилу и сухофрукты из яблок, вишни, слив, крыжовника, смородины и других фруктов и ягод из ее сада.

У Марии и Ильи Ульяновых было шестеро детей: Анна, Александр, Ольга, Владимир, Дмитрий и Мария. Старшая сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова вспоминала: «нам указывались гряды клубники, или части малинника. Лакомились мы вволю ягодами и фруктами. Но это происходило не беспорядочно. Был порядок: с каких деревьев есть раньше скоропортящиеся сорта, — а какие собирать для варенья».

Вазочка с вишневым вареньем стала своеобразным символом дома-музея, потому что именно оно было любимой сладостью Ульяновых. Особенно его любил отец семьи. Летом Ульяновы часто собирались в садовой беседке, ставили самовар и пили чай с разнообразными угощениями.

Вишневое варенье стало и символом праздника в Ульяновской области — Дня отца, учрежденного в 2005 году. Его отмечают 26 июля, в день рождения педагога и просветителя Ильи Ульянова. В этот день в Доме-музее традиционно проходит чаепитие с вишневым вареньем.
#10
Полное наименование: Вазочки для варенья семьи Ульяновых
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: литье
Место создания: Россия
Размеры: высота вазочки — 7 см, диаметр нижней ножки — 5 см, высота ножки — 1 см
Коллекция: Подлинники семьи Ульяновых
Правообладатель изображений: Ленинский мемориал
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Самовар, Вазочки для варенья, Поднос под самовар

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%