Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Старый Новороссийск»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#10
Самовар Баташёва
#4
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Над ним клубился легкий пар»
(Пушкин А.С., «Евгений Онегин»).

Эти строки из поэмы Александра Сергеевича Пушкина невольно вспоминаются при взгляде на жаровые самовары, представленные в экспозиции музея.

Самовар — один из символов России XIX — начала XX века. Чаепитие из этого знакового предмета отечественного быта того времени, семейное или дружеское, относится к наиболее характерным привычкам наших предков всех сословий.

Самовар — это устройство особой конструкции для кипячения воды и приготовления чая. В отличие от современных, во многом безликих водогрейных приборов, каждый из самоваров по-своему уникален. Несмотря на общность конструкции жаровых самоваров, они различны по форме и размерам, наличию украшений и фирменных клейм.

Самовар из собрания музея — жаровой, «рюмкой с гранями», производства товарищества Тульской самоварной фабрики наследников Баташёва В.С.

Корпус (тулово, стенка) самовара вытянутый, в форме рюмки, с гранями в три колонки, с четырьмя медальонами в форме вытянутого неправильного овала на стенке, с перехватом в верхней части, переходящий в круглый, многоступенчатый поддон с четырьмя фигурными ножками. В верхней части тулова — круг в виде литого кольца, служащего опорой для крышки. Бортик кольца декорирован частым узором в виде миниатюрных полушарий. Внутри тулова расположен жаровой кувшин для размещения топлива — угля, с фигурной решеткой в нижней части. В верхней части тулова — две неподвижные ручки с фигурным каркасом и деревянными рифлеными держаками с выступом в средней части. В нижней части тулова граненая пластина — основание для крепления фигурного крана.

Кран граненый, вытянутой формы, с утолщением к окончанию и фигурным носиком. Крышка круглой формы, многоступенчатая, с круглым отверстием в центре, равным по диаметру расположенной внутри трубе жарового кувшина. На крышке — отдушник для выпуска пара после закипания самовара, с продолговатой крышечкой, имеющей вытянутую миниатюрную ручку. На крышке — две ручки с металлическими полыми цилиндрической формы подшишками. На одной из ручек — деревянный держак — шишка в форме бочонка. На трубу в окончании крышки надета конфорка с тремя группами тройных ажурных отверстий для размещения заварочного чайника.

На крышке клейма: изображение двуглавого орла — свидетельство высокой оценки продукции предприятия на одной из российских торгово-промышленных выставок.
#11
Наименование: Самовар Баташёва
Дата создания: конец XIX — начало XX века
Техника: медь, сталь, дерево, литье, чеканка, лужение, токарная обработка, сборка, заводской способ
Размеры: 48×34×33 см
Правообладатель изображений: Новороссийский исторический музей-заповедник
Коллекция: Новороссийский исторический музей-заповедник
Место создания: Российская империя, Тула
#12
Самовар Воронцова
#6
«В столовой на чистой скатерти уютно шумел горячий самовар…» (Гарин-Михайловский Н.Г.). Самовар — символ домашнего уюта, семейного очага.

«Самовар — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри» (Даль В.И., «Толковый словарь живого великорусского языка»). Действительно, первоначально вода в самоваре нагревалась внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой древесными углями. Такие самовары называются жаровыми. Самовар именно такого типа находится в экспозиции Новороссийского исторического музея-заповедника.

Самовар жаровой, «вазой с гранями», производства фабрики Николая Алексеевича Воронцова. Купец Воронцов сделал ставку не на массовость, а на элитные самовары, призванные удовлетворить изысканные вкусы аристократии и знати. В середине XIX века продукция Воронцова лидировала на самоварном рынке России. 

Корпус (тулово, стенка) округлый, в форме вазы (репки), с восемью овальными гранями, с перехватом в верхней части, переходящий внизу в круглый, многоступенчатый поддон с четырьмя фигурными ножками. Внутри тулова расположен жаровой кувшин для размещения топлива — угля, с фигурной решеткой в нижней части и подвижной плоской круглой формы заслонкой с ручкой. В верхней части тулова — две неподвижные ручки с фигурным каркасом и деревянными держаками. В нижней части тулова — многогранная личинка для крепления фигурного крана. Кран вытянутой формы, с утолщением к окончанию, с запорным поворотным ключом (вертком). В верхней части тулова — круг в виде литого кольца, служащего опорой для крышки. Бортик кольца декорирован выпуклым узором в виде округлых выступов. Крышка круглой формы, многоступенчатая, с отверстием в центре, равным по диаметру расположенной внутри трубе жарового кувшина, и отверстием отдушника (душничок, паровичок) для выпуска пара после закипания самовара. На крышке две рукояти. Вершину самовара венчает круглой формы плоское кольцо с конфоркой и заглушкой. На переходе от тулова к поддону — круглая шейка в виде ажурной решетки, через которую в жаровню поступает воздух для поддержания процесса горения.
#13
Наименование: Самовар Воронцова
Дата создания: последняя четверть XIX века
Техника: латунь, сталь, дерево, литье, чеканка, токарная обработка, лужение, сборка
Размеры: 51×38×40 см
Правообладатель изображений: Новороссийский исторический музей-заповедник
Коллекция: Новороссийский исторический музей-заповедник
Место создания: Российская империя, Тула
#14
Поднос самоварный
#9
Специальные подносы — один из основных аксессуаров при чаепитии с использованием самовара. Поднос с размещенным на нем самоваром препятствовал повреждению от искорок горячих углей поверхностей, на которых устанавливались эти предметы, позволял разместить и перемещать необходимые для чаепития полоскательницу для сбора капелек воды из краника самовара и обмывки стаканов (чашек), чайные чашки и прочие предметы.

Поднос самоварный производства товарищества заводов Кольчугина представлен в интерьере «Торговая лавка». Александр Григорьевич Кольчугин, купец второй гильдии, был основателем медно-латунного завода во Владимирской губернии в 1876 году. Рабочий поселок, возникший вокруг строящегося предприятия, получил его имя — Кольчугино (сейчас — г. Кольчугино Владимирской области). Продукция фабрики имела широкий ассортимент, в него входили самовары и самоварные аксессуары. Это предприятие в виде модернизированного современного производства существует в наши дни.

Поднос в форме подковы (пули) по общепринятой в те времена классификации, невелик по своим размерам и предназначался для размещения самовара небольшой емкости. На лицевой поверхности предмета, внизу, заводские клейма, в том числе и «№ 1». Номера на самоварных аксессуарах ставились в зависимости от их вида, формы и размера. Самовар устанавливался на свои ножки у горизонтального края подноса, капельница — у полукруглого. Высокий бордюр (бортик) подноса, расположенный по всему периметру предмета, закруглен наружу.

В районе нижнего бордюра изделия заводские клейма: пара Больших государственных гербов в виде двуглавого орла с датами «1882» и «1896». В эти годы проводились Всероссийские художественно-промышленные выставки в Москве и Нижнем Новгороде, на которых представленная продукция предприятий товарищества Кольчугина была удостоена высшей государственной награды за качество, что давало лауреатам почетное право наносить на свои изделия точную копию российского герба. Для массовых потребителей Большой государственный герб на изделии был своеобразным знаком качества продукции. Выше гербов надпись двумя полуовалами «Товарищество Кольчугина».

#15
Наименование: Поднос самоварный
Дата создания: конец XIX века
Техника: литье, ковка, чеканка, никелирование, заводской способ
Размеры: 22,7×40,2×1,8 см
Правообладатель изображений: Новороссийский исторический музей-заповедник
Коллекция: Новороссийский исторический музей-заповедник
Место создания: Российская империя, Владимирская губерния
#16
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Самовары, поднос

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%