Формирование сцены театра Кабуки в её современном виде длилось не одно столетие. Театр Кабуки берёт начало из ритуальных танцев жриц синтоистского храма. Действие происходило на площади под открытым небом. С течением времени, театр Кабуки трансформировался в отдельный жанр исполнительского искусства. Он становился более сложным, менялись и всего элементы.
На сегодняшний день сцена театра Кабуки представляет собой группу сложных механизмов, слаженная работа которых погружает зрителя в удивительный мир актёрской игры, музыки и танца. Отличительной особенностью театра Кабуки является вращающаяся сцена, которая позволяет быстро менять декорации во время представления. В том числе, за счёт таких технических средств театр приобрел свою характерную динамичность и эмоциональность.
Ещё один неотъемлемый элемент театра Кабуки — «ханамити» (с яп. «дорога цветов»). Это специальный помост, соединяющий сцену и зрительный зал. Изначально он использовался для вручения актёрам подарков, как следует из названия. Но сегодня ханамити является частью сцены. По нему актёры выходят на сцену в нужное время, уходят в «долгую дорогу», если это необходимо по сюжету или исчезают в конце акта. Также во время исполнения танцев актёры часто выходят на ханамити, чтобы замереть в специальной позе («миэ»), таким образом усиливая эмоциональный воздействие на зрителя.
Декорации занимают в основном заднюю и боковые части сцены, освобождая центр для исполнения танцев, имитаций сражений и др. Для тех актов, где события происходят внутри помещения: дом или дворец, используются более сложные конструкции с разделением на комнаты, дверьми или перегородками. Если же на сцене изображается, например, путешествие героев, то в таких случаях достаточно задника с горным или морским пейзажем.
Одним из важных этапов подготовки диплома стала разработка эскиза стены, где будут представлены работы. Мне захотелось, не просто красиво вывесить свои работы, но погрузить зрителей в атмосферу японского театра Кабуки, чтобы они ощутили себя зрителями пришедшими на спектакль, а не защиту дипломного проекта. Так появилась идея создать подобие декораций, на фоне которых стояли бы макеты костюмов, словно живые артисты. В одной из книг я нашла подходящую гравюру, от которой я отталкивалась при создании своей стены. Для «строительства» я использовала брус, который распилила и покрасила баллончиком, в проемы вставила черный пенокартон, в котором вырезала окошки под работы и гравюры.
Несмотря на то, что Анна художник-технолог, то есть её основной задачей является создание сценического костюма, как профессионал, она понимает важность погружения костюмов в общую атмосферу спектакля. В своей работе она отмечала, что при создании костюмов важно учитывать то, как актёры будут двигаться в них во время постановки, особенности сцены и декораций, а также освещения, чтобы подобрать правильные цветовые сочетания и материалы.
Действительно, на формирование костюмов театра Кабуки оказало влияние и освещение. Раньше оно всегда было очень слабым, именно поэтому актёрам было необходимо использовать все доступные средства для того, чтобы зрители в полной мере смогли насладиться их пластикой и актёрским талантом. Поэтому костюмы театра Кабуки поражают своими, часто гротескными, формами и цветовыми решениями. С этой же целью используется и грим кумадори, который наносится специальным образом усиливая эмоции, выражения лиц актёров.
Чтобы зрители увидели всё многообразие кумадори, я подобрала гравюры и расположила их на стене в верхнем ряду. Любопытный факт — актёры, после спектакля дарят поклонникам или покровителям сделанный на бумаге или на шёлке отпечаток кумадори с лица — получается некий автограф.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/upk38nuzdCo?si=EELtr_AB1Yi8ts9Z" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen></iframe>
Сцена
