Серьги из коллекции музея имеют сложносоставную декоративную композицию с литой фигуркой фригийского бога Аттиса в центре.
Серьги имеют застежку — швензу. Она представляет собой крючок из круглой в сечении проволоки. К ней крепятся несколько декоративных элементов в виде двух завитков, которые расположены зеркально друг к другу по вертикальной оси, и каст со вставкой из стекла. По внешней плоскости каст декорирован зернью, которая выложена по кругу в одну линию.
Применение техники зерни очень разнообразно. Она бывает распределена по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами, располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых шариков, нужно было нарезать равные отрезки проволоки. Затем их раскладывали щипцами в ряды в специальные углубления, после чего обжигали под струей пламени. При плавлении металл скатывался в углубления и застывал в виде шариков.
Важной декоративной частью данных серег является украшение в виде золотой антропоморфной фигурки с изображением Аттиса.
Фригийский бог Аттис относился к божествам Малой Азии. Аттис — бог природы, растительности, плодородия. Мифологически он был связан с богиней-матерью всего сущего на земле — Кибелой — и был ее возлюбленным. Согласно мифу, Аттис был пастухом и его полюбила мать богов Кибела. После смертельного ранения на охоте он превратился в сосну.
В Малой Азии, а затем и в Риме, где переняли культ Аттиса, ежегодно отмечали его смерть и воскрешение. Образ божества Аттиса, который перерождался, имел хтоническое значение. Его изображения помещали на саркофагах, изготавливали глиняные фигурки для захоронений. Магическая сила, которая была заложена в изображения божества, согласно верованиям, должна была усиливать действие предметов сакрального назначения, в том числе украшений.
Близкие аналоги данных серег были найдены в
могильнике Усть-Альма Бахчисарайского района Крыма в погребении середины I
века.