Сэвамоно
Кабуки в период своего изначального формирования дистанцировался от других видов театра, как например, театра Но, который считался элитарным и доступным только высшим слоям населения. Изначально, театр Кабуки воспринимался обществом как простое примитивное развлечение для широких масс, преимущественно для горожан. Конечно, он заимствовал многие элементы у своих старших «коллег», будь то яркие костюмы, музыкальные инструменты или сюжеты пьес. Однако с течением времени, в Кабуки складывались собственные драматургические направления и жанры, понятные обычным людям: горожанам, ремесленникам, купцам и т. д.
Одним из таких жанров стали пьесы «сэвамоно» (с яп. «бытовые») — пьесы об этих самых простых людях. Они появились в конце 17 века и сначала исполнялись после основной пьесы, а позже приобрели самостоятельное значение. Этот жанр полюбился горожанам, так как на сцене они узнавали детали из своей обычной жизни, те же проблемы и комичные ситуации.
Появление множества новых пьес этого жанра расширяло число персонажей на сцене, что требовало и создания новых костюмов. Первое время актёры использовали реальную одежду ремесленников и горожан, но дальше художникам нужно было создавать костюмы с нуля, подгонять их под конкретных актёров, менять и упрощать структуру костюмов, адаптируя её для сцены.
В данном экспонате представлены гравюры, изображающие представителей двух профессий: разносчика (продавца) сакэ и сборщика бамбука. Одну из них выбрала для своего диплома Анна Панникова.
Я старалась подобрать гравюры с персонажами, одетыми в максимально разнообразные костюмы. На этом персонаже можно увидеть дзори — сандалии, плетеные из соломы, которые не носили высшие слои общества. Нарукавники и ноговицы — мое решение для адаптации на современной сцене. У разносчика — катагину прямого кроя, что сильно отличается по форме от того, которые, например, носят музыканты или военные. Так же оно не имеет складок и не обладает большой жесткостью.
Стоит обратить внимание и на вторую гравюру, где представлен персонаж по прозвищу, соответствующему его роду деятельности — Такэтори (с яп. «сборщик бамбука»). Он также одет в простую удобную для работы одежду, а в руках у него серп и корзинка для бамбука.
Сэвамоно
