Сэвэн группы Бучилэ
Время создания
1940-е годы
Размер
48x22x17,5 см
Техника
дерево, резьба, карандаш
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Самар С.
Сэвэн группы Бучилэ
#2
#3
Жизнь амурских аборигенов целиком и полностью зависела от успешности охотничьего и рыболовного промысла. Всё воспитание мальчиков строилось на обучении успешного промысловика. С 4-х лет малыш получал игрушечные ножи, копья, остроги, лук. Чуть позже — небольшую берестяную оморочку, удочку, небольшой невод, чтобы как можно раньше мальчик начал рыбачить, а к 14 годам вышел на свою первую охоту. Среди игрушек мальчиков есть фигурки охотника и собаки, чьи изображения очень близки к изображению промысловых сэвэнов.
Амурская тайга огромна, но охотник знал в подробности свои обширные промысловые участки, совершал многодневные путешествия по рекам амурского бассейна на рыбалку, на три месяца выезжал на добычу зверя и рыбы к побережью Татарского пролива. Приручить пространство тайги, сделать его более близким и понятным человеку помогали сэвэны, изображавшие духов-хозяев лесов и рек. Они как строгие судьи должны были наблюдать, чтобы человек не превышал дозволенной нормы, не превращал охоту в бездумную и безжалостную забаву. Но и животные и рыбы не должны были «обижать» охотников, оставляя семьи голодать. Согласно анимистической традиции, сама земля обожествлялась, наделялась душой, сопереживающей и человеку, и лесному племени.
Не только рядом с охотничьими домиками, зимниками, заимками, летними рыбацкими становищами, но и возле крупных холмов, оголенных скал-останцев на берегу рек, на перевалах, устанавливались небольшие алтари-очаги или помещались сэвэны. Здесь, оставив приношение, можно было попросить духов места об удаче промысла и путешествия. Нельзя было в просьбе-молитве попросить о поимке определенных зверей, указать их количество: заслышав свои имена, звери могли уйти с тропы охотника. Просьба передавалась завуалировано. Звери должны были «прийти» к охотнику, не смея ослушаться повеления духов-хозяев данного места.
Духи, старшие над всеми зверями, изображались в виде фигур медведей и тигров. На изображение накладывался строгий стиль условности, стилизации. Образы зверей-помощников, чье обличье давалось сэвэнам, были зашифрованы. Фигуры тигров, сидящих на задних лапах и обозревающих все окрестности, изображали с изящными шеями и окраской в виде полос, кругов и пятен. Назначение бучилэ широкое: к нему обращались как к Богу тайги, просили благословления на охоте, рыбалке, в больших делах, благополучия семье, роду, исцеления болезней.
Двоякость образа тигра, то, что он является и помощником, и злобным духом — амбой, делало эту фигуру менее популярной, чем изображение медведя. Однако амурские семьи, которые считали тигра своим тотемным зверем и вели с ним «родство», как, например, горинские Самары, предпочитали именно в тигре-бучилэ изображать духов-хозяев промысла.
Амурская тайга огромна, но охотник знал в подробности свои обширные промысловые участки, совершал многодневные путешествия по рекам амурского бассейна на рыбалку, на три месяца выезжал на добычу зверя и рыбы к побережью Татарского пролива. Приручить пространство тайги, сделать его более близким и понятным человеку помогали сэвэны, изображавшие духов-хозяев лесов и рек. Они как строгие судьи должны были наблюдать, чтобы человек не превышал дозволенной нормы, не превращал охоту в бездумную и безжалостную забаву. Но и животные и рыбы не должны были «обижать» охотников, оставляя семьи голодать. Согласно анимистической традиции, сама земля обожествлялась, наделялась душой, сопереживающей и человеку, и лесному племени.
Не только рядом с охотничьими домиками, зимниками, заимками, летними рыбацкими становищами, но и возле крупных холмов, оголенных скал-останцев на берегу рек, на перевалах, устанавливались небольшие алтари-очаги или помещались сэвэны. Здесь, оставив приношение, можно было попросить духов места об удаче промысла и путешествия. Нельзя было в просьбе-молитве попросить о поимке определенных зверей, указать их количество: заслышав свои имена, звери могли уйти с тропы охотника. Просьба передавалась завуалировано. Звери должны были «прийти» к охотнику, не смея ослушаться повеления духов-хозяев данного места.
Духи, старшие над всеми зверями, изображались в виде фигур медведей и тигров. На изображение накладывался строгий стиль условности, стилизации. Образы зверей-помощников, чье обличье давалось сэвэнам, были зашифрованы. Фигуры тигров, сидящих на задних лапах и обозревающих все окрестности, изображали с изящными шеями и окраской в виде полос, кругов и пятен. Назначение бучилэ широкое: к нему обращались как к Богу тайги, просили благословления на охоте, рыбалке, в больших делах, благополучия семье, роду, исцеления болезней.
Двоякость образа тигра, то, что он является и помощником, и злобным духом — амбой, делало эту фигуру менее популярной, чем изображение медведя. Однако амурские семьи, которые считали тигра своим тотемным зверем и вели с ним «родство», как, например, горинские Самары, предпочитали именно в тигре-бучилэ изображать духов-хозяев промысла.
читать дальшескрыть
Сэвэн группы Бучилэ
Время создания
1940-е годы
Размер
48x22x17,5 см
Техника
дерево, резьба, карандаш
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться