Самым большим увлечением С.С. Прокофьева после музыки были шахматы. Прокофьев научился играть в шахматы в семь лет и сохранил это увлечение на всю жизнь. Особенно восхищали маленького композитора шахматы его отца — красивые, но недоступные: «У отца были какие-то замечательные шахматы, китайские, костяные, с тонкой резьбой. Иногда он показывал их гостям, вынимая из ваты, и я всегда спрашивал, как в них играют. Отец отвечал, что игра трудная, не для меня, а эти шахматы и вовсе не для игры, так как фигуры плохо стоят и кувыркаются».
#1
Шахматы
#5
#6
Около того времени я носился с мыслью перенести шахматы с квадратной доски на шестиугольную, у которой были бы шестиугольные же поля. Как известно, шестиугольники, прилегая друг к другу, заполняют всю площадь, не оставляя пустого пространства, как и четырехугольники, чего нельзя сказать, например, про пяти- или восьмиугольники. Но, вычертив шестиугольную доску и приступив к перенесению ходов шахматных фигур на нее, я встретился с рядом неожиданностей: например, ход слона оказывался неожиданно похожим на ход ладьи; ход коня был или слишком прост или слишком сложен; ход пешки совсем неясен… Так изобретение не было додумано до конца.
Прокофьев о способе играть в шахматы собственного изобретения
#7
Детское увлечение Прокофьев сохранил на всю жизнь. Он посещал Петербургское и Московское шахматные собрания, много играл с друзьями, в том числе по телефону и переписке.
В 1909 году восемнадцатилетний композитор сыграл вничью с чемпионом мира Эмануилом Ласкером, чем очень гордился. Этот матч вызвал много шума как среди профессионалов, так и среди любителей. А в 1914 году он выиграл партию у Хосе Рауля Капабланки, поставив ему каверзную ловушку с матом в три хода. Через несколько лет, в 1921 году, Капабланка завоевал звание чемпиона мира по шахматам. Много играл он и с музыкантами — Глиэром, Гольденвейзером. Самый знаменитый «музыкальный» матч состоялся в 1937 году в Центральном доме работников искусств в Москве. Скрипач Давид Ойстрах выиграл у композитора со счетом 4:3. По правилам игры проигравший должен был дать концерт в ЦДРИ.
В 1909 году восемнадцатилетний композитор сыграл вничью с чемпионом мира Эмануилом Ласкером, чем очень гордился. Этот матч вызвал много шума как среди профессионалов, так и среди любителей. А в 1914 году он выиграл партию у Хосе Рауля Капабланки, поставив ему каверзную ловушку с матом в три хода. Через несколько лет, в 1921 году, Капабланка завоевал звание чемпиона мира по шахматам. Много играл он и с музыкантами — Глиэром, Гольденвейзером. Самый знаменитый «музыкальный» матч состоялся в 1937 году в Центральном доме работников искусств в Москве. Скрипач Давид Ойстрах выиграл у композитора со счетом 4:3. По правилам игры проигравший должен был дать концерт в ЦДРИ.
#4
Название: Шахматы
Дата создания: 1930-е годы
Место создания: Россия
Размеры: Высота — 10 см (№ 1520/3); 8,5 см (№ 1520/4); 8 см (№ 1520/5); 6,5 см (№ 1520/6); 5,5 см (№ 1520/7)
Дата создания: 1930-е годы
Место создания: Россия
Размеры: Высота — 10 см (№ 1520/3); 8,5 см (№ 1520/4); 8 см (№ 1520/5); 6,5 см (№ 1520/6); 5,5 см (№ 1520/7)
#2
Второй шахматный турнир. Турнирная таблица
#9
Прокофьев познакомился с шахматами в семилетнем возрасте и сразу был покорен ими. Увлечение продолжалось всю жизнь, находясь по затратам времени и сил на втором месте после музыки. Отношение композитора к профессии было скорее рациональным — он славился своей точностью, четкостью, строгой организацией труда. А Прокофьев-шахматист был страстным болельщиком — и игроком, предпочитавшим атакующий стиль.
Шахматы стали достойным полем для самовыражения истинного спортсмена, и в жизни, и в искусстве любившего азарт, скорость и расчет будущих комбинаций. Он гордился своей победой над великим кубинским шахматистом Хосе Капабланкой, случившейся в 1914 году. Капабланка провел три сеанса одновременной игры в Санкт-Петербурге, во время которых одним из его соперников был Прокофьев. Капабланка выиграл две первые игры и проиграл третью. В дневниковой записи от 15 мая 1914 года Прокофьев дает детальное описание игры. Упоминается, что игра началась следующим образом: 1 d4 d5 2 Кf3 Сf5 3 c4 Кc6. После этого Капабланка (белые) стоял перед шахматной доской две или три минуты, поднимая брови и теребя себя за волосы. Сам Прокофьев был несказанно доволен, что сумел поставить в затруднительное положение чемпиона.
Шахматы стали достойным полем для самовыражения истинного спортсмена, и в жизни, и в искусстве любившего азарт, скорость и расчет будущих комбинаций. Он гордился своей победой над великим кубинским шахматистом Хосе Капабланкой, случившейся в 1914 году. Капабланка провел три сеанса одновременной игры в Санкт-Петербурге, во время которых одним из его соперников был Прокофьев. Капабланка выиграл две первые игры и проиграл третью. В дневниковой записи от 15 мая 1914 года Прокофьев дает детальное описание игры. Упоминается, что игра началась следующим образом: 1 d4 d5 2 Кf3 Сf5 3 c4 Кc6. После этого Капабланка (белые) стоял перед шахматной доской две или три минуты, поднимая брови и теребя себя за волосы. Сам Прокофьев был несказанно доволен, что сумел поставить в затруднительное положение чемпиона.
#10
Часов в шесть заезжал в Собрание Капабланка. Он неотразим: живой, красивый, сообразительный, а главное — гениальный. Надо было видеть, с какой быстротой он доказывал ошибки наших петербургских маэстро, тут же, им же, сейчас же по окончании их партий! Я был в восторге.
Из дневниковой записи композитора, сделанной 8 января 1914 года
#11
Прокофьев принимал активное участие в шахматной жизни Центрального дома работников искусств. Московским шахматистам памятен его матч с другим выдающимся музыкантом — скрипачом Давидом Ойстрахом, проводившийся на весьма своеобразных условиях: победитель получал приз ЦДРИ, а побежденный… давал собственный концерт для работников искусств!
Великий шахматист Михаил Ботвинник оставил такие воспоминания о встречах за шахматами с Сергеем Прокофьевым: «Мне несколько раз приходилось встречаться с Прокофьевым за шахматной доской. Творческое лицо Прокофьева как шахматиста отличалось большой непосредственностью: обычно он играл на атаку и проводил ее остроумно и изобретательно — защищаться он явно не любил».
Сергей Сергеевич страстно любил шахматы на протяжении всей жизни.
Великий шахматист Михаил Ботвинник оставил такие воспоминания о встречах за шахматами с Сергеем Прокофьевым: «Мне несколько раз приходилось встречаться с Прокофьевым за шахматной доской. Творческое лицо Прокофьева как шахматиста отличалось большой непосредственностью: обычно он играл на атаку и проводил ее остроумно и изобретательно — защищаться он явно не любил».
Сергей Сергеевич страстно любил шахматы на протяжении всей жизни.
#8
Название: Второй шахматный турнир. Турнирная таблица
Дата создания: 1945
Место создания: Иваново
Техника: бумага, чернила, карандаш, карандаши цветные
Размеры: 16×20 см
Дата создания: 1945
Место создания: Иваново
Техника: бумага, чернила, карандаш, карандаши цветные
Размеры: 16×20 см
#12
Членский билет Московского Шахматного клуба
#14
Сергей Прокофьев был не только выдающимся композитором, пианистом и дирижером, но и превосходным шахматистом. Музыкант научился играть в шахматы в семилетнем возрасте. Он сразу же завел маленькую тетрадочку с записями шахматных партий. Такие записи можно обнаружить даже на обратной стороне некоторых его музыкальных сочинений. Юный Прокофьев старательно изучал партии великих шахматистов, которые он нашел в старом шахматном журнале. Матчи Чигорина с Таррашем и Стейница с Ласкером он знал наизусть.
В детстве Прокофьев любил также выдумывать матчи между знаменитыми шахматистами и составлять воображаемые турнирные таблицы.
В детстве Прокофьев любил также выдумывать матчи между знаменитыми шахматистами и составлять воображаемые турнирные таблицы.
#15
Таким образом мне удавалось сводить шахматистов, никогда друг с другом не игравших, или устраивать так, чтобы умерший шахматист играл с живым, появившимся уже после его смерти.
Из автобиографии Прокофьева С.С.
#16
Первый раз в шахматное собрание шестнадцатилетний Прокофьев явился тайком от родителей. Это было Петербургское шахматное собрание, располагавшееся по адресу Невский проспект, 55. О своей первой игре композитор вспоминает в автобиографии: «Пока я стоял у одной доски и наблюдал за партией неизвестных мне людей, в Собрание вошел студент, совсем молодой, и тоже потоптался, не зная куда приткнуться. Угадав во мне такого же новичка, каким был он сам, он приблизился ко мне и сказал: — Знаете, я здесь в первый раз. — Я тоже. — Может, сыграем? — С большим удовольствием. Мы взяли шахматы и сели к столу. Я страшно волновался и думал: а вдруг он меня разобьет в пух… Поэтому при каждом удобном случае я менялся фигурами, упрощая игру. Мы сыграли три партии: первая была ничья, одну выиграл он, одну я. Оба были довольны».
Петербургское шахматное собрание Прокофьев навсегда запомнил как самое уютное и родное: «И в самом деле, за мою жизнь я побывал во многих залах, но у меня надолго осталась особая симпатия к этому помещению, мягко освещенному, тихому, где люди забывали свои заботы и временно перемещались в совсем другой мир, полный своими особыми интересами».
Петербургское шахматное собрание Прокофьев навсегда запомнил как самое уютное и родное: «И в самом деле, за мою жизнь я побывал во многих залах, но у меня надолго осталась особая симпатия к этому помещению, мягко освещенному, тихому, где люди забывали свои заботы и временно перемещались в совсем другой мир, полный своими особыми интересами».
#13
Название: Членский билет Московского Шахматного клуба
Дата создания: 27 марта 1937 года
Дата создания: 27 марта 1937 года
№ Госкаталога: 5961491
Место создания: Москва
Техника: чернила, печать, штамп
Размеры: 5,3×8 см
Место создания: Москва
Техника: чернила, печать, штамп
Размеры: 5,3×8 см
#17
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шахматы, турнирная таблица, членский билет
0

Открыть в приложении
Поделиться