Нагрудники-изю были весьма распространенным украшением у татар. Они изготавливались из холщовой, плотной, нередко и стеганой основы, имевшей форму лопаты. Изю как аксессуар появилось на нагрудной части женских рубах татар в середине XIX века в виде нашивок-дугообразных полосок разноцветной ткани. Изначально молодые девушки надевали их только на праздники. Затем появился обычай дарить изю во время свадьбы в качестве подарка матери жениха от невесты.
Эта деталь одежды не слишком известна представителям других национальностей. Более распространенное ее название — изю, в некоторых сибирских районах — «тукешлек». Как и все остальные составляющие национальных костюмов, изю имело свое практическое предназначение — прикрывать глубокий вырез платья или рубашки, служить чем-то вроде нагрудного фартука. Во время кормления младенца грудью женщина могла накрыть его нагрудником от посторонних глаз. Позже нагрудник стал великолепным украшением.
Каждое изю неповторимо, хозяйка обычно делала его своими руками, проявляя мастерство, фантазию, чувство стиля. Шила из широкой ленты, а по краю отделывала монетами, лентами, стеклярусом, украшала серебром и кораллами, вышивала гладью и бисером. Изю прикрепляли к платью — чаще пришивали, но постепенно женщины отказались от пришивного нагрудника, так как это создавало определенные неудобства при его смене. Поэтому традиционно изю завязывают на шее тесемками. Глядя на изю, можно было определить, насколько богата дама: украшали изю всем, что есть в доме. Своими украшениями изю свидетельствует о сословном, возрастном и семейном положении, об этнической дифференциации среди различных групп татар.
В экспозиции музея представлено изю полуовальной формы с тремя разной ширины и орнаментировки лентами позументов на материи. На лентах, тесьме вышит узор в технике золотного шитья. Эти вещи ценны и уникальны тем, что принадлежали старожилу села Ембаево — бабушке-бухарке Бибикамал Муслимовой. Когда она выходила замуж, у нее было 26 сундуков приданого. Она была воспитанницей у местного купца Муртазина Кабира. Ее девичьи наряды сохранились до наших дней.
Эта деталь одежды не слишком известна представителям других национальностей. Более распространенное ее название — изю, в некоторых сибирских районах — «тукешлек». Как и все остальные составляющие национальных костюмов, изю имело свое практическое предназначение — прикрывать глубокий вырез платья или рубашки, служить чем-то вроде нагрудного фартука. Во время кормления младенца грудью женщина могла накрыть его нагрудником от посторонних глаз. Позже нагрудник стал великолепным украшением.
Каждое изю неповторимо, хозяйка обычно делала его своими руками, проявляя мастерство, фантазию, чувство стиля. Шила из широкой ленты, а по краю отделывала монетами, лентами, стеклярусом, украшала серебром и кораллами, вышивала гладью и бисером. Изю прикрепляли к платью — чаще пришивали, но постепенно женщины отказались от пришивного нагрудника, так как это создавало определенные неудобства при его смене. Поэтому традиционно изю завязывают на шее тесемками. Глядя на изю, можно было определить, насколько богата дама: украшали изю всем, что есть в доме. Своими украшениями изю свидетельствует о сословном, возрастном и семейном положении, об этнической дифференциации среди различных групп татар.
В экспозиции музея представлено изю полуовальной формы с тремя разной ширины и орнаментировки лентами позументов на материи. На лентах, тесьме вышит узор в технике золотного шитья. Эти вещи ценны и уникальны тем, что принадлежали старожилу села Ембаево — бабушке-бухарке Бибикамал Муслимовой. Когда она выходила замуж, у нее было 26 сундуков приданого. Она была воспитанницей у местного купца Муртазина Кабира. Ее девичьи наряды сохранились до наших дней.