Если потребуется выбрать единственный объект китайского прикладного искусства, который лучше всего передает внимание китайских мастеров к деталям, таким объектом будет шар-загадка из слоновой кости.
Китайские шары-головоломки — это декоративные предметы, которые состоят из нескольких концентрических сфер, каждая из которых вращается свободно, но при этом вырезана из той же самой части материала, что и предыдущие. Эти произведения искусства обычно состоят из 3–7 слоев, а самый большой шар в мире состоит из 42 концентрических шаров.
Подобные шары обычно изготавливались из слоновой кости, смолы, древесины, нефрита и других материалов.
Первый шаг в изготовлении «решетчатых шариков внутри шариков» — это превращение куска кости в идеальный шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстий конической формы, которые сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. И только потом он может приступать непосредственно к вырезанию шариков, начиная с лежащего в самом сердце будущего «решетчатого шарика». Мастеру приходится полагаться исключительно на собственное чутье, на годы опыта и острое лезвие своего резака, так как проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Все последующие шарики также вырезаются изнутри.
Костяной шар из Астраханской картинной галереи представляет собой композицию из двух частей: подставки и многослойного шара (шара в шаре). Шар сформирован сквозной ажурной резьбой в виде растительного орнамента и переплетенных драконов. Глаза драконов тонированы для особой выразительности.
Подставка под шар представляет собой фигурку старика с букетом лотосов в
руках, стоящего на ажурной подставке в виде перевернутого цветка, украшенной
растительным орнаментом. На плечах старика смонтирована резная подставка,
разделенная надвое резным барабаном. Предположительно, все сегменты — съемные и
хранились в специальной коробке. Верх подставки венчает ложемент для шара.