Представленный экспонат из собрания Златоустовского краеведческого музея представляет собой клинок шашки образца 1881 года, сварного булата. Он был декорирован мастером в технике насечки, которая применялась на Златоустовской оружейной фабрике исключительно в конце XIX — начале XX столетия.
Клинок был изготовлен из дамасской стали. По классификации горного инженера Павла Петровича Аносова это искусственный, или сварочный, булат. Его получали методом кузнечной сварки пластин твердой и мягкой стали. Оружейники применяли искусственную деформацию слоев для получения различных узоров на поверхности.
Павел Петрович заметил, что клинки с сетчатым и коленчатым рисунком обладали лучшими свойствами по сравнению с другими дамасками. Сталь со струистым, волнистым и полосчатым узором получалась хуже. При этом такие клинки не обладали свойствами настоящего булата и ценились за декоративность.
Данное изделие после ковки и закалки отправилось в отдел, где декорировали предметы частных заказчиков. Клинок был украшен растительным орнаментом. В данном случае была применена техника, которая стала основной для Златоустовского завода в период с 1870-х по 1890-е годы. Мастер создал насечку золотой и серебряной нитями по синему таушированному фону.
Таушировка представляла собой насечку в трех направлениях, столь тонкую, что невооруженным глазом невозможно было рассмотреть мельчайшие зубчики, которые покрывали клинок. Поверхность становилась похожей на бархат. После этого мастер брал тонкую золотую или серебряную проволоку и приклепывал ее маленьким молоточком к насечке. Златоустовские художники применяли не только выпуклую, но и углубленную насечку. Последняя техника заключалась в том, что мастера выбивали узор маленьким зубилом, а после заполняли углубления золотой или серебряной проволочкой, которую затем заклепывали.
Подобным искусством владели буквально два-три мастера на оружейной фабрике, работа была очень трудоемкой и дорогостоящей. Именно поэтому Златоустовское оружие с применением техники выпуклой или углубленной насечки — большая редкость.
Клинок был изготовлен из дамасской стали. По классификации горного инженера Павла Петровича Аносова это искусственный, или сварочный, булат. Его получали методом кузнечной сварки пластин твердой и мягкой стали. Оружейники применяли искусственную деформацию слоев для получения различных узоров на поверхности.
Павел Петрович заметил, что клинки с сетчатым и коленчатым рисунком обладали лучшими свойствами по сравнению с другими дамасками. Сталь со струистым, волнистым и полосчатым узором получалась хуже. При этом такие клинки не обладали свойствами настоящего булата и ценились за декоративность.
Данное изделие после ковки и закалки отправилось в отдел, где декорировали предметы частных заказчиков. Клинок был украшен растительным орнаментом. В данном случае была применена техника, которая стала основной для Златоустовского завода в период с 1870-х по 1890-е годы. Мастер создал насечку золотой и серебряной нитями по синему таушированному фону.
Таушировка представляла собой насечку в трех направлениях, столь тонкую, что невооруженным глазом невозможно было рассмотреть мельчайшие зубчики, которые покрывали клинок. Поверхность становилась похожей на бархат. После этого мастер брал тонкую золотую или серебряную проволоку и приклепывал ее маленьким молоточком к насечке. Златоустовские художники применяли не только выпуклую, но и углубленную насечку. Последняя техника заключалась в том, что мастера выбивали узор маленьким зубилом, а после заполняли углубления золотой или серебряной проволочкой, которую затем заклепывали.
Подобным искусством владели буквально два-три мастера на оружейной фабрике, работа была очень трудоемкой и дорогостоящей. Именно поэтому Златоустовское оружие с применением техники выпуклой или углубленной насечки — большая редкость.