Экспозиция «Стрелецкий мiр» знакомит посетителей с несколькими разнообразными шкатулками русских мастеров XVII и XVIII веков. Представленная в экспозиции коробочка-шкатулка была изготовлена из бронзы с применением техники перегородчатой эмали. С древних времен такие покрытия металлов широко использовались ювелирами в декоративных целях, при этом имелась и другая, утилитарная цель: эмали защищали поверхность предметов от воздействия внешней среды.
Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила название «финифть», которое произошло от греческого слова со значением «смешивать». Техника декорирования попала на Русь из Византии. Первое время она применялась для создания внутреннего убранства церквей, украшения ритуальных чаш, кубков, икон, а также окладов книг и ценилась не меньше драгоценных камней.
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено добавлением оксидов других металлов, которые называют плавнями. Так, оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов, как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый). В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла с последующим обжигом в печи при температуре 700−900 градусов. При таких условиях эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла.
Мастера должны были владеть разными техниками: гравировкой, сканью, зернью. Шкатулки зачастую становились предметами большой стоимости, так как при декорировании мастера использовали не только эмаль, но и слоновую кость, кожу, благородные металлы — золото и серебро. Кроме того, шкатулки инкрустировали драгоценными камнями — рубинами, сапфирами или изумрудами, а также полудрагоценными — сердоликом, бирюзой, иногда украшали кораллами.
Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила название «финифть», которое произошло от греческого слова со значением «смешивать». Техника декорирования попала на Русь из Византии. Первое время она применялась для создания внутреннего убранства церквей, украшения ритуальных чаш, кубков, икон, а также окладов книг и ценилась не меньше драгоценных камней.
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено добавлением оксидов других металлов, которые называют плавнями. Так, оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов, как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый). В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла с последующим обжигом в печи при температуре 700−900 градусов. При таких условиях эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла.
Мастера должны были владеть разными техниками: гравировкой, сканью, зернью. Шкатулки зачастую становились предметами большой стоимости, так как при декорировании мастера использовали не только эмаль, но и слоновую кость, кожу, благородные металлы — золото и серебро. Кроме того, шкатулки инкрустировали драгоценными камнями — рубинами, сапфирами или изумрудами, а также полудрагоценными — сердоликом, бирюзой, иногда украшали кораллами.