Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История Ишима с древних времен до современности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шкатулка «Иван и Жар-птица»

Время создания
2005 год
Место создания
Федоскино
Размер
7x6x1,5 см
Техника
роспись, фабричное производство, папье-маше, лак, металл
0
Открыть в приложении
#1
Шкатулка «Иван и Жар-птица»
#8
В конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино купец Петр Коробов открыл производство лаковых армейских козырьков. Через три года он побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, где изучал технологию изготовления предметов из папье-маше. Вернувшись в Федоскино, Коробов приступил к выпуску по схожей технологии популярных в то время табакерок для нюхательного табака. Их стали украшать наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.
 
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия Коробова начали декорировать миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Этот художественный промысел стали называть федоскинской миниатюрой.
 
Папье-маше проклеивали в несколько слоев, укладывали под пресс, а затем оборачивали вокруг специальной болванки, в зависимости от формы и размера будущего изделия. Получившуюся коробочку опускали в горячее льняное масло и тщательно проваривали, чтобы картон как следует пропитался. Масляную коробочку отправляли в печку на просушку. Папье-маше обладало качествами настоящей древесины: его можно было резать и даже обрабатывать на токарном станке.
 
Федоскинская лаковая миниатюра исполнялась масляными красками в три-четыре слоя. На прогрунтованную крышку наносили замалевок — общий набросок композиции. Затем проводили перемалевку или пропись — более детальную проработку. Сверху на этот слой наносили лессировку — полупрозрачные мазки, а завершали процесс бликовкой — светлыми мазками, которые передавали блики и световые пятна. Оригинальной федоскинской техникой было «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносился светоотражающий материал — металлический порошок или сусальное золото. Этот материал просвечивался сквозь живопись, создавая эффект объемного изображения и свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшали сканью — тонкими витыми шнурочками из фольги.

Шкатулка из коллекции Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова выполнена в старинной федоскинской технике, а расписала этот экспонат художница Н. Фролова. На крышке она изобразила героев сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок»: Ивана с Жар-птицей и пером в руках.
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шкатулка «Иван и Жар-птица»

Время создания
2005 год
Место создания
Федоскино
Размер
7x6x1,5 см
Техника
роспись, фабричное производство, папье-маше, лак, металл
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%