В конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино купец Петр Коробов открыл производство лаковых армейских козырьков. Через три года он побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, где изучал технологию изготовления предметов из папье-маше. Вернувшись в Федоскино, Коробов приступил к выпуску по схожей технологии популярных в то время табакерок для нюхательного табака. Их стали украшать наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия Коробова начали декорировать миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Этот художественный промысел стали называть федоскинской миниатюрой.
Папье-маше проклеивали в несколько слоев, укладывали под пресс, а затем оборачивали вокруг специальной болванки, в зависимости от формы и размера будущего изделия. Получившуюся коробочку опускали в горячее льняное масло и тщательно проваривали, чтобы картон как следует пропитался. Масляную коробочку отправляли в печку на просушку. Папье-маше обладало качествами настоящей древесины: его можно было резать и даже обрабатывать на токарном станке.
Федоскинская лаковая миниатюра исполнялась масляными красками в три-четыре слоя. На прогрунтованную крышку наносили замалевок — общий набросок композиции. Затем проводили перемалевку или пропись — более детальную проработку. Сверху на этот слой наносили лессировку — полупрозрачные мазки, а завершали процесс бликовкой — светлыми мазками, которые передавали блики и световые пятна. Оригинальной федоскинской техникой было «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносился светоотражающий материал — металлический порошок или сусальное золото. Этот материал просвечивался сквозь живопись, создавая эффект объемного изображения и свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшали сканью — тонкими витыми шнурочками из фольги.
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия Коробова начали декорировать миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Этот художественный промысел стали называть федоскинской миниатюрой.
Папье-маше проклеивали в несколько слоев, укладывали под пресс, а затем оборачивали вокруг специальной болванки, в зависимости от формы и размера будущего изделия. Получившуюся коробочку опускали в горячее льняное масло и тщательно проваривали, чтобы картон как следует пропитался. Масляную коробочку отправляли в печку на просушку. Папье-маше обладало качествами настоящей древесины: его можно было резать и даже обрабатывать на токарном станке.
Федоскинская лаковая миниатюра исполнялась масляными красками в три-четыре слоя. На прогрунтованную крышку наносили замалевок — общий набросок композиции. Затем проводили перемалевку или пропись — более детальную проработку. Сверху на этот слой наносили лессировку — полупрозрачные мазки, а завершали процесс бликовкой — светлыми мазками, которые передавали блики и световые пятна. Оригинальной федоскинской техникой было «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносился светоотражающий материал — металлический порошок или сусальное золото. Этот материал просвечивался сквозь живопись, создавая эффект объемного изображения и свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшали сканью — тонкими витыми шнурочками из фольги.
Шкатулка из коллекции Ишимского музейного комплекса имени П.П. Ершова выполнена в старинной федоскинской технике, а расписала этот экспонат художница Н. Фролова. На крышке она изобразила героев сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок»: Ивана с Жар-птицей и пером в руках.