Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мытищи. 1861–1917 годы»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шкатулка, медаль, коронационная кружка, тарелка

2
Открыть в приложении
#2

Шкатулка (ларец), инкрустированная костью

#3
#4
Шкатулка (ларец) была создана в 1750–1770 годах мастерами Русского севера из дерева и кости: использовались бивень мамонта и цевка. Также ларец выполнен из металла, ткани, бумаги и слюды. Резные накладки из кости покрыты изнутри разноцветной слюдой ­— минералом, способным расщепляться на тонкие и прозрачные декоративные листы. Авторы использовали не только резные на проем пластины, но и подкрашенную слюду и фольгу — характерный прием для декорирования шкатулок того времени.

Ларец украшен многочисленными сакральными орнаментами из славянской мифологии. Они выполнены в технике подцветки, резьбы и гравировки. Образ птицы на резных пластинах из кости по легенде является древним славянским символом верховного божества. Это божество — основатель мироздания, символизирует единство потомков, олицетворение вселенной и всей природы, начало всех начал. В своём земном воплощении божество принимало образ серой уточки, которая была его символом, носителем его силы.

Гравированные узоры на шкатулке обозначены колористически: красные цветы — символ жизненной энергии, огня, солнца. Они дают здоровье, совершенство, тепло, а также защищают от дурных глаз. Черный цвет — символ земли, плодородия и материнства. Зеленый фон символизирует молодость и возрождение, процветание жизни, это символ засеянного поля и молодых всходов. Древо жизни всегда наносилось зелёным цветом.

Желтый фон символизирует свет солнца, интеллект, интуицию, веру, божественность, благородство и достоинство. Белый фон — символ воздуха, прозрения, чистоты, непорочности, святости и священности, спасения и духовной власти. Этот цвет также обозначает светлое время суток, время труда и благих дел. Стилизованные орнаменты также содержат в себе сакральные назначения: круг — символ вечной жизни и солнца. Три круга обозначают оберег, защиту от недоброжелателей.

Шкатулка поступила в Мытищинский историко-художественный музей благодаря жителям города Мытищи — семье Кудрявцевых. Шкатулка досталась им по наследству, предмет был свадебным подарком в 1916 году для супругов. Ларец неоднократно переходил из поколения в поколение в качестве подарка на праздник: на обороте (донышке) шкатулки присутствует резная надпись, сделанная владельцами во время дарения еще в XIX веке — «19 мая 1851 г.».
#5
Дата создания: 1750–1770 гг.
Техника: дерево, кость (бивень мамонта, цевка), металл, ткань, бумага, слюда, резьба, раскраска
Место создания: Русский север
Размеры: 23×18×8 см
Коллекция: ТКК
Реставраторы: Л. В. Гетьман
#6

Памятная медаль (жетон) в честь коронации Николая II

#7
#8
Жетон выполнен из бронзы в технике чеканки в 1896–1898 годах. Размер данного экземпляра, находящегося в коллекции «Нумизматика», составляет 25 мм в диаметре. От времени металл потемнел, а сам предмет носит следы сильных потёртостей.

Коронация императора Николая II Александровича — последняя коронация императора в Российской империи. Она состоялась во вторник, 14 мая 1896 года, в Успенском соборе Московского Кремля. Однако подготовка к этому мероприятию, значимому для всей страны, началась задолго до этого дня. Одним из аспектов подготовки к коронации стало изготовление жетонов, медалей и памятных монет. В июне 1895 года скульптор-медальер Антон Васютинский представил эскизы коронационных медалей, жетонов и рубля. Эскиз Николаю II не понравился и он его отклонил, повелев сделать реверс (оборотную сторону), как на коронационных медалях его покойного отца императора Александра III, а также сохранить точно такие же типы, размеры и вес.

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 14 мая 1896 года на трапезе в Грановитой палате было роздано: 100 коллекций, состоящих из 4-х медалей и 2-х жетонов, и 170 больших золотых медалей. В коллекцию к медалям входил серебряный коронационный жетон. Помимо раздачи в составе коллекций, он предназначался для раздачи народу. После коронационных торжеств на Санкт-Петербургском монетном дворе можно было заказать и приобрести медали и жетоны всем желающим из металла по выбору, так появились бронзовые жетоны.

Памятный жетон в коллекции Мытищинского историко-художественного музея отчеканен из светлой бронзы, что позволяет предполагать, что его изготовили по заказу одного из ведомств, для раздачи народу. На лицевой стороне — аверсе находится изображение короны и надпись: «Коронованы в Москве 1896». На обратной же стороне, реверсе, расположено изображение короны и надпись: «С нами Богъ», а также инициалы «Н II А». Во времена революции 1917 года владение такими жетонами не приветствовалось, поэтому их прятали. На данный момент такие жетоны являются редкостью и несут историческую и культурную ценность.
#9
Дата создания: Конец XIX века
Техника: Бронза, чеканка
Место создания: Россия
Размеры: d-2,5 см
Коллекция: Нумизматика
#10

Памятная кружка в честь коронации Николая II

#11
#12
Памятная коронационная металлическая эмалированная кружка с вензелями императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны была получена гражданином Ермаковым в день коронования Николая II. Кружка была передана в дар музею в 1977 году.

Кружка напоминает не только о пышных торжествах в честь коронации последнего русского императора, но и о трагических событиях истории, произошедших в мае 1896 года на Ходынском поле. Коронационные торжества были важнейшими событиями в политической жизни самодержавной России. Важной частью церемонии была демонстрация единства царя и народа. Поэтому по давней русской традиции каждое коронационное торжество сопровождалось массовыми гуляньями и обязательной раздачей царских «гостинцев».

Было заготовлено 400 тысяч царских «гостинцев» для народа, в них входили различные продукты. Кроме продуктов в подарок входила металлическая кружка, покрытая белой эмалью с красными и синими узорами. На кружке, с одной стороны, располагались инициалы царя и год коронации — 1896, другую сторону украшал двуглавый орел. Ободок кружки был вызолочен. Изделие было не дорогим, но кружки эти не продавались, а их выставляли напоказ в витринах магазинов. Публицист и знаток Москвы Владимир Гиляровский писал: «Каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько затем, чтобы добыть такую кружку». Тогда еще эмалированная посуда была в диковинку.

К утру 18 мая на Ходынском поле собралось не менее 500 тысяч человек. И люди продолжали прибывать. Катастрофа случилась, когда кто-то пустил слух, что подарков на всех не хватит, потому что буфетчики раздают их своим. Людская масса двинулась к палаткам, в которых должна была происходить выдача подарочных наборов. Случилась чудовищная давка, которая унесла жизни 1379 человек и еще многих сделала калеками. Николай II назвал причиной трагедии отсутствие необходимых мер со стороны московских властей для направления массы народа.

В пользу пострадавших царская семья пожертвовала 90 тысяч рублей и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры. Кроме того, по повелению императора всем лицам, находящимся на излечении из числа пострадавших на Ходынском поле, были выданы коронационные кружки.
#13
Дата создания: 1896
Техника: Металл, эмаль, печать
Размеры: 11,0×6,5 см
Место создания: Россия
Коллекция: Металл
#14

Сувенирная тарелка

#15
#16
Матвей Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, происходил из семьи потомственных производителей фарфора. Его предприятия поставляли фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурировали с европейскими и восточными заводами. В производстве изделий на предприятиях Кузнецова постоянно совершенствовались технологические приемы. В конце XIX — начале XX веков стали широко применять многоцветную печать.

Деколь — метод перенесения изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного обжига. Таким образом украшали тарелки, кружки, стаканы. В этой технике декорирована представленная на выставке сувенирная тарелка. В технологии деколи используется принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумагу покрывают лаком, потом отмачивают в воде и переносят на керамическую или стеклянную поверхность. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой и образует твёрдую однородную массу. При недостаточной яркости красок при печати, многоцветную деколь дорабатывали вручную.

Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из жизни, из событий и эпохи. Такие изделия из стекла, фарфора и керамики занимали почетное место в домах покупателей, стремящихся не только создать уют, но и сохранить память о важных событиях своей жизни. 

Хождение в Троицкий монастырь имело для русского человека большое духовное и нравственное значение. Монастырь основал в XIV веке самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский. В Троицкий монастырь устремились паломники со всей России.

Считается, что начало паломничеству русских великих князей и царей в монастырь положил Дмитрий Донской. Он неоднократно ходил на исповедь в обитель к преподобному отцу Сергию. Последним большим пешим шествием в Троице-Сергиеву Лавру стал многолюдный крестный ход 1892 года в ознаменование 500-летия представления преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход шёл из Москвы до Лавры четыре дня, растянувшись в длину на несколько вёрст.

На сувенирной тарелке изображена Свято-Троицкая Сергиева лавра. Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому.
#17
Размеры: d-13,2 см
Техника: фарфор, глазурь, деколь
Дата создания: конец XIX в.
Коллекция: СКФ
№ Госкаталога: 21825839
#18
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шкатулка, медаль, коронационная кружка, тарелка

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%