#2
#3
#4
Шкатулка (ларец) была создана в 1750–1770 годах мастерами Русского севера из дерева и кости: использовались бивень мамонта и цевка. Также ларец выполнен из металла, ткани, бумаги и слюды. Резные накладки из кости покрыты изнутри разноцветной слюдой — минералом, способным расщепляться на тонкие и прозрачные декоративные листы. Авторы использовали не только резные на проем пластины, но и подкрашенную слюду и фольгу — характерный прием для декорирования шкатулок того времени.
Ларец украшен многочисленными сакральными орнаментами из славянской мифологии. Они выполнены в технике подцветки, резьбы и гравировки. Образ птицы на резных пластинах из кости по легенде является древним славянским символом верховного божества. Это божество — основатель мироздания, символизирует единство потомков, олицетворение вселенной и всей природы, начало всех начал. В своём земном воплощении божество принимало образ серой уточки, которая была его символом, носителем его силы.
Гравированные узоры на шкатулке обозначены колористически: красные цветы — символ жизненной энергии, огня, солнца. Они дают здоровье, совершенство, тепло, а также защищают от дурных глаз. Черный цвет — символ земли, плодородия и материнства. Зеленый фон символизирует молодость и возрождение, процветание жизни, это символ засеянного поля и молодых всходов. Древо жизни всегда наносилось зелёным цветом.
Желтый фон символизирует свет солнца, интеллект, интуицию, веру, божественность, благородство и достоинство. Белый фон — символ воздуха, прозрения, чистоты, непорочности, святости и священности, спасения и духовной власти. Этот цвет также обозначает светлое время суток, время труда и благих дел. Стилизованные орнаменты также содержат в себе сакральные назначения: круг — символ вечной жизни и солнца. Три круга обозначают оберег, защиту от недоброжелателей.
Шкатулка поступила в Мытищинский историко-художественный музей благодаря жителям города Мытищи — семье Кудрявцевых. Шкатулка досталась им по наследству, предмет был свадебным подарком в 1916 году для супругов. Ларец неоднократно переходил из поколения в поколение в качестве подарка на праздник: на обороте (донышке) шкатулки присутствует резная надпись, сделанная владельцами во время дарения еще в XIX веке — «19 мая 1851 г.».
Ларец украшен многочисленными сакральными орнаментами из славянской мифологии. Они выполнены в технике подцветки, резьбы и гравировки. Образ птицы на резных пластинах из кости по легенде является древним славянским символом верховного божества. Это божество — основатель мироздания, символизирует единство потомков, олицетворение вселенной и всей природы, начало всех начал. В своём земном воплощении божество принимало образ серой уточки, которая была его символом, носителем его силы.
Гравированные узоры на шкатулке обозначены колористически: красные цветы — символ жизненной энергии, огня, солнца. Они дают здоровье, совершенство, тепло, а также защищают от дурных глаз. Черный цвет — символ земли, плодородия и материнства. Зеленый фон символизирует молодость и возрождение, процветание жизни, это символ засеянного поля и молодых всходов. Древо жизни всегда наносилось зелёным цветом.
Желтый фон символизирует свет солнца, интеллект, интуицию, веру, божественность, благородство и достоинство. Белый фон — символ воздуха, прозрения, чистоты, непорочности, святости и священности, спасения и духовной власти. Этот цвет также обозначает светлое время суток, время труда и благих дел. Стилизованные орнаменты также содержат в себе сакральные назначения: круг — символ вечной жизни и солнца. Три круга обозначают оберег, защиту от недоброжелателей.
Шкатулка поступила в Мытищинский историко-художественный музей благодаря жителям города Мытищи — семье Кудрявцевых. Шкатулка досталась им по наследству, предмет был свадебным подарком в 1916 году для супругов. Ларец неоднократно переходил из поколения в поколение в качестве подарка на праздник: на обороте (донышке) шкатулки присутствует резная надпись, сделанная владельцами во время дарения еще в XIX веке — «19 мая 1851 г.».
#5
Дата создания: 1750–1770 гг.
Техника: дерево, кость (бивень мамонта, цевка), металл, ткань, бумага, слюда, резьба, раскраска
Место создания: Русский север
Размеры: 23×18×8 см
Коллекция: ТКК
Реставраторы: Л. В. Гетьман
Техника: дерево, кость (бивень мамонта, цевка), металл, ткань, бумага, слюда, резьба, раскраска
Место создания: Русский север
Размеры: 23×18×8 см
Коллекция: ТКК
Реставраторы: Л. В. Гетьман
#6
Памятная медаль (жетон) в честь коронации Николая II
#7
#8
Жетон выполнен из бронзы в технике чеканки в 1896–1898 годах. Размер данного экземпляра, находящегося в коллекции «Нумизматика», составляет 25 мм в диаметре. От времени металл потемнел, а сам предмет носит следы сильных потёртостей.
Коронация императора Николая II Александровича — последняя коронация императора в Российской империи. Она состоялась во вторник, 14 мая 1896 года, в Успенском соборе Московского Кремля. Однако подготовка к этому мероприятию, значимому для всей страны, началась задолго до этого дня. Одним из аспектов подготовки к коронации стало изготовление жетонов, медалей и памятных монет. В июне 1895 года скульптор-медальер Антон Васютинский представил эскизы коронационных медалей, жетонов и рубля. Эскиз Николаю II не понравился и он его отклонил, повелев сделать реверс (оборотную сторону), как на коронационных медалях его покойного отца императора Александра III, а также сохранить точно такие же типы, размеры и вес.
Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 14 мая 1896 года на трапезе в Грановитой палате было роздано: 100 коллекций, состоящих из 4-х медалей и 2-х жетонов, и 170 больших золотых медалей. В коллекцию к медалям входил серебряный коронационный жетон. Помимо раздачи в составе коллекций, он предназначался для раздачи народу. После коронационных торжеств на Санкт-Петербургском монетном дворе можно было заказать и приобрести медали и жетоны всем желающим из металла по выбору, так появились бронзовые жетоны.
Памятный жетон в коллекции Мытищинского историко-художественного музея отчеканен из светлой бронзы, что позволяет предполагать, что его изготовили по заказу одного из ведомств, для раздачи народу. На лицевой стороне — аверсе находится изображение короны и надпись: «Коронованы в Москве 1896». На обратной же стороне, реверсе, расположено изображение короны и надпись: «С нами Богъ», а также инициалы «Н II А». Во времена революции 1917 года владение такими жетонами не приветствовалось, поэтому их прятали. На данный момент такие жетоны являются редкостью и несут историческую и культурную ценность.
Коронация императора Николая II Александровича — последняя коронация императора в Российской империи. Она состоялась во вторник, 14 мая 1896 года, в Успенском соборе Московского Кремля. Однако подготовка к этому мероприятию, значимому для всей страны, началась задолго до этого дня. Одним из аспектов подготовки к коронации стало изготовление жетонов, медалей и памятных монет. В июне 1895 года скульптор-медальер Антон Васютинский представил эскизы коронационных медалей, жетонов и рубля. Эскиз Николаю II не понравился и он его отклонил, повелев сделать реверс (оборотную сторону), как на коронационных медалях его покойного отца императора Александра III, а также сохранить точно такие же типы, размеры и вес.
Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 14 мая 1896 года на трапезе в Грановитой палате было роздано: 100 коллекций, состоящих из 4-х медалей и 2-х жетонов, и 170 больших золотых медалей. В коллекцию к медалям входил серебряный коронационный жетон. Помимо раздачи в составе коллекций, он предназначался для раздачи народу. После коронационных торжеств на Санкт-Петербургском монетном дворе можно было заказать и приобрести медали и жетоны всем желающим из металла по выбору, так появились бронзовые жетоны.
Памятный жетон в коллекции Мытищинского историко-художественного музея отчеканен из светлой бронзы, что позволяет предполагать, что его изготовили по заказу одного из ведомств, для раздачи народу. На лицевой стороне — аверсе находится изображение короны и надпись: «Коронованы в Москве 1896». На обратной же стороне, реверсе, расположено изображение короны и надпись: «С нами Богъ», а также инициалы «Н II А». Во времена революции 1917 года владение такими жетонами не приветствовалось, поэтому их прятали. На данный момент такие жетоны являются редкостью и несут историческую и культурную ценность.
#9
Дата создания: Конец XIX века
Техника: Бронза, чеканка
Место создания: Россия
Размеры: d-2,5 см
Коллекция: Нумизматика
Техника: Бронза, чеканка
Место создания: Россия
Размеры: d-2,5 см
Коллекция: Нумизматика
#10
Памятная кружка в честь коронации Николая II
#11
#12
Памятная коронационная металлическая эмалированная кружка с вензелями императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны была получена гражданином Ермаковым в день коронования Николая II. Кружка была передана в дар музею в 1977 году.
Кружка напоминает не только о пышных торжествах в честь коронации последнего русского императора, но и о трагических событиях истории, произошедших в мае 1896 года на Ходынском поле. Коронационные торжества были важнейшими событиями в политической жизни самодержавной России. Важной частью церемонии была демонстрация единства царя и народа. Поэтому по давней русской традиции каждое коронационное торжество сопровождалось массовыми гуляньями и обязательной раздачей царских «гостинцев».
Было заготовлено 400 тысяч царских «гостинцев» для народа, в них входили различные продукты. Кроме продуктов в подарок входила металлическая кружка, покрытая белой эмалью с красными и синими узорами. На кружке, с одной стороны, располагались инициалы царя и год коронации — 1896, другую сторону украшал двуглавый орел. Ободок кружки был вызолочен. Изделие было не дорогим, но кружки эти не продавались, а их выставляли напоказ в витринах магазинов. Публицист и знаток Москвы Владимир Гиляровский писал: «Каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько затем, чтобы добыть такую кружку». Тогда еще эмалированная посуда была в диковинку.
К утру 18 мая на Ходынском поле собралось не менее 500 тысяч человек. И люди продолжали прибывать. Катастрофа случилась, когда кто-то пустил слух, что подарков на всех не хватит, потому что буфетчики раздают их своим. Людская масса двинулась к палаткам, в которых должна была происходить выдача подарочных наборов. Случилась чудовищная давка, которая унесла жизни 1379 человек и еще многих сделала калеками. Николай II назвал причиной трагедии отсутствие необходимых мер со стороны московских властей для направления массы народа.
В пользу пострадавших царская семья пожертвовала 90 тысяч рублей и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры. Кроме того, по повелению императора всем лицам, находящимся на излечении из числа пострадавших на Ходынском поле, были выданы коронационные кружки.
Кружка напоминает не только о пышных торжествах в честь коронации последнего русского императора, но и о трагических событиях истории, произошедших в мае 1896 года на Ходынском поле. Коронационные торжества были важнейшими событиями в политической жизни самодержавной России. Важной частью церемонии была демонстрация единства царя и народа. Поэтому по давней русской традиции каждое коронационное торжество сопровождалось массовыми гуляньями и обязательной раздачей царских «гостинцев».
Было заготовлено 400 тысяч царских «гостинцев» для народа, в них входили различные продукты. Кроме продуктов в подарок входила металлическая кружка, покрытая белой эмалью с красными и синими узорами. На кружке, с одной стороны, располагались инициалы царя и год коронации — 1896, другую сторону украшал двуглавый орел. Ободок кружки был вызолочен. Изделие было не дорогим, но кружки эти не продавались, а их выставляли напоказ в витринах магазинов. Публицист и знаток Москвы Владимир Гиляровский писал: «Каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько затем, чтобы добыть такую кружку». Тогда еще эмалированная посуда была в диковинку.
К утру 18 мая на Ходынском поле собралось не менее 500 тысяч человек. И люди продолжали прибывать. Катастрофа случилась, когда кто-то пустил слух, что подарков на всех не хватит, потому что буфетчики раздают их своим. Людская масса двинулась к палаткам, в которых должна была происходить выдача подарочных наборов. Случилась чудовищная давка, которая унесла жизни 1379 человек и еще многих сделала калеками. Николай II назвал причиной трагедии отсутствие необходимых мер со стороны московских властей для направления массы народа.
В пользу пострадавших царская семья пожертвовала 90 тысяч рублей и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры. Кроме того, по повелению императора всем лицам, находящимся на излечении из числа пострадавших на Ходынском поле, были выданы коронационные кружки.
#13
Дата создания: 1896
Техника: Металл, эмаль, печать
Размеры: 11,0×6,5 см
Место создания: Россия
Коллекция: Металл
Техника: Металл, эмаль, печать
Размеры: 11,0×6,5 см
Место создания: Россия
Коллекция: Металл
#14
Сувенирная тарелка
#15
#16
Матвей Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, происходил из семьи потомственных производителей фарфора. Его предприятия поставляли фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурировали с европейскими и восточными заводами. В производстве изделий на предприятиях Кузнецова постоянно совершенствовались технологические приемы. В конце XIX — начале XX веков стали широко применять многоцветную печать.
Деколь — метод перенесения изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного обжига. Таким образом украшали тарелки, кружки, стаканы. В этой технике декорирована представленная на выставке сувенирная тарелка. В технологии деколи используется принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумагу покрывают лаком, потом отмачивают в воде и переносят на керамическую или стеклянную поверхность. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой и образует твёрдую однородную массу. При недостаточной яркости красок при печати, многоцветную деколь дорабатывали вручную.
Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из жизни, из событий и эпохи. Такие изделия из стекла, фарфора и керамики занимали почетное место в домах покупателей, стремящихся не только создать уют, но и сохранить память о важных событиях своей жизни.
Хождение в Троицкий монастырь имело для русского человека большое духовное и нравственное значение. Монастырь основал в XIV веке самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский. В Троицкий монастырь устремились паломники со всей России.
Считается, что начало паломничеству русских великих князей и царей в монастырь положил Дмитрий Донской. Он неоднократно ходил на исповедь в обитель к преподобному отцу Сергию. Последним большим пешим шествием в Троице-Сергиеву Лавру стал многолюдный крестный ход 1892 года в ознаменование 500-летия представления преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход шёл из Москвы до Лавры четыре дня, растянувшись в длину на несколько вёрст.
На сувенирной тарелке изображена Свято-Троицкая Сергиева лавра. Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому.
Деколь — метод перенесения изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного обжига. Таким образом украшали тарелки, кружки, стаканы. В этой технике декорирована представленная на выставке сувенирная тарелка. В технологии деколи используется принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумагу покрывают лаком, потом отмачивают в воде и переносят на керамическую или стеклянную поверхность. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой и образует твёрдую однородную массу. При недостаточной яркости красок при печати, многоцветную деколь дорабатывали вручную.
Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из жизни, из событий и эпохи. Такие изделия из стекла, фарфора и керамики занимали почетное место в домах покупателей, стремящихся не только создать уют, но и сохранить память о важных событиях своей жизни.
Хождение в Троицкий монастырь имело для русского человека большое духовное и нравственное значение. Монастырь основал в XIV веке самый почитаемый русский святой Сергий Радонежский. В Троицкий монастырь устремились паломники со всей России.
Считается, что начало паломничеству русских великих князей и царей в монастырь положил Дмитрий Донской. Он неоднократно ходил на исповедь в обитель к преподобному отцу Сергию. Последним большим пешим шествием в Троице-Сергиеву Лавру стал многолюдный крестный ход 1892 года в ознаменование 500-летия представления преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход шёл из Москвы до Лавры четыре дня, растянувшись в длину на несколько вёрст.
На сувенирной тарелке изображена Свято-Троицкая Сергиева лавра. Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому.
#17
Размеры: d-13,2 см
Техника: фарфор, глазурь, деколь
Дата создания: конец XIX в.
Коллекция: СКФ
№ Госкаталога: 21825839
Техника: фарфор, глазурь, деколь
Дата создания: конец XIX в.
Коллекция: СКФ
№ Госкаталога: 21825839
#18
МБУК «Мытищинский историко-художественный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шкатулка, медаль, коронационная кружка, тарелка
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться