Русское камнерезное искусство, представленное шкатулкой и другими изделиями из камня, — одно из самых молодых направлений отечественного декоративно-прикладного искусства. Оно непосредственно связано с реформами Петра I и освоением горнорудных богатств Урала. Практически с момента зарождения русского камнерезного искусства в конце XVIII века и до середины XIX века основной массив изделий делался по императорскому заказу и по заказам высшей петербуржской аристократии. Вещи делали по эскизам (проектам) ведущих петербуржских архитекторов и художников на Императорской Петергофской гранильной фабрике, на казенных (государственных) фабриках в Екатеринбурге и Колывани. Основными материалами русских дворцовых представительских изделий были яшма и малахит.
XIX век называют «веком малахита». Малахит завоевал сердца многих особой, благородной яркостью цвета. Изделия из уральского малахита являются наиболее яркими и эффектными образцами самобытного русского камнерезного искусства. Русский малахит стал широко известен в Европе. Этому способствовало участие на Всемирных художественных выставках предметов, созданных на знаменитых уральских заводах богатейшего горнопромышленника Николая Никитича Демидова. Так называемая «русская мозаика», т. е. рукотворный подбор рисунка камня делали только в России, восхищая тонкостью и кропотливостью работы соотечественников и ценителей художественных изделий из камня за рубежом. Апогеем «малахитовой эпохи» и «русской мозаики» стало создание знаменитых колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, облицованных тончайшими пластинами этого камня. Такими же тонкими (1,5—4 мм) пластинами в технике «русской мозаики» выложена облицовка шкатулки. Примечательны ножки шкатулки, выполненные в форме львиных лап, что является характерным стилистическим приемом в эпоху ампира.
Шкатулка, наравне с другими изделиями из малахита, например, письменными принадлежностями, представленными в экспозиции музея, в свое время могла служить подарком, подчеркивающим статус владельца, дипломатическим даром.