Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Город и горожане»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шкатулка фарфоровая, Табакерка

2
Открыть в приложении
#1
Шкатулка фарфоровая, Табакерка
#2
Шкатулка фарфоровая
#3
Эта фарфоровая шкатулка была изготовлена на французской севрской фабрике примерно в 1755 году. В музей она поступила как часть конфискованного имущества репрессированного Никиты Меликова в 1938 году.

Шкатулка покрыта «королевским синим» цветом. В 1750-х годах он был очень популярен у высшего общества. В его основе была bleu celeste — модная бирюзовая краска, которую изобрели в 1753 году.

Крышку изделия венчает фигурка путти — так называли образ миловидного маленького мальчика, который часто изображали на картинах эпохи Возрождения и изделиях, выполненных в стиле барокко и рококо. Фигурка мальчика, а также оправа ножек и крышки шкатулки выполнены из белого металла, вероятнее всего, из серебра.

Тулово шкатулки украшено живописной полихромной росписью с изображением трех амуров. В миниатюре использованы яркие краски, в том числе и еще один модный в те времена цвет — «розовый Помпадур».

На дне шкатулки проставлено клеймо, характерное для ранних изделий севрской фабрики. Эксперты предполагают, что на нем указан 1755 год.

В «королевский период» — во время правления короля Людовика XV — на клеймах севрского фарфора мастера указывали даты производства изделий. Для этого они использовали не только цифры, но и буквы, которые помещали в центр монограммы Людовика XV на изделии. Каждой букве соответствовал определенный год. Такая маркировка до наших дней сохранилась только на изделиях из мягкой «пасты» — особого вида мягкого фарфора.

Производство фарфора во Франции началось при поддержке короля Людовика XV и мадам де Помпадур в 1740 году — в Венсенском замке. Со временем вокруг него сложился город Венсен — в наши дни это территория юго-восточного предместья Парижа.

В 1756 году фабрику перевели в Севр, неподалеку от дворца Бельвю, где жила мадам де Помпадур. Спустя три года севрская фабрика приобрела статус королевской мануфактуры.

С мягким фарфором, изобретенным французскими керамистами еще в XVII веке, севрские мастера работали с момента возникновения фабрики. Мягкий фарфор и его глазурь отличались от твердого фарфора составом и, как следствие, более низкой температурой обжига. Благодаря этому краски не выгорали, и палитра используемых цветов была самой богатой.
#4
Полное наименование: Шкатулка фарфоровая
Дата создания: 1755 год
Техника: фарфор, роспись, серебро, литье
Место создания: Франция
Коллекция: Муромский историко-художественный музей
Правообладатель изображений: Муромский историко-художественный музей
Размеры: 23×26,5×19 см
#5
Табакерка
#6
В экспозиции представлена табакерка, изготовленная в Великом Устюге в 1786 году. В коллекцию музея она поступила в 1938 году из имущества репрессированного Никиты Меликова.

Изделие отчеканено из серебра, его украшает портрет императрицы Екатерины Великой в профиль. Рисунок выполнен рельефно, как это было принято в медальерном искусстве. Екатерина II изображена в воинских доспехах. Над ее профилем находится подпись: «Б.М. Екатерина II. Iмперат и Самодерж Всеросс». Портрет по кругу украшен золочением, а на фон в технике черни нанесены банты и орденские ленты.

Подобное изображение Екатерины II было очень популярно. Исследователи считают, что портрет императрицы на данной табакерке восходит к точно такому же изображению на золотой табакерке, которую в 1774 году изготовил французский мастер Жан-Пьер Адор. В наши дни она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

В коллекции Муромского музея хранится еще один предмет с портретом Екатерины II в том же образе. Это фарфоровый кувшин с крышкой конца XVIII века, выпущенный на фабрике Франца Гарднера.

В XVI веке из Америки в другие страны стали поставлять табак. Так как многие люди не переносили табачный дым, появился нюхательный табак. Его хранили в специальных коробочках небольшого размера, которые помещались в карман. Постепенно из простого приспособления для хранения табака табакерки превратились в настоящие произведения искусства, которые подчеркивали высокий статус владельца. Мастера изготавливали табакерки из золота, серебра, черепахового панциря или алюминия, который в те времена считался дорогим металлом. Изделия инкрустировали драгоценными камнями или украшали портретными миниатюрами на эмали.

В XVIII веке из европейских стран мода на нюхательный табак пришла в Россию. В это время стали популярны драгоценные табакерки, которые изготавливали из фарфора, золота и серебра. Известно, что сама Екатерина Великая собирала такие табакерки — и ее коллекция была довольно большой.

Как художественный промысел чернение по серебру, которым украшена табакерка из коллекции музея, сложился в Великом Устюге еще в XVII веке и достиг расцвета в XVIII столетии. В устюжских работах было заметно влияние известного в то время в Европе стиля барокко. Характерные сложные сюжетные композиции мастера из Устюга всегда украшали пышным обрамлением.

Но уже в 1780-х годах в их работах стали преобладать сюжеты, характерные для строгого классицизма. В соответствии с новыми канонами табакерки украшали в более сдержанном стиле, часто использовали античные мотивы, практически документальные изображения городов и даже географических карт. Портрет Екатерины II на табакерке из коллекции музея также выполнен в стиле классицизм.
#7
Полное наименование: Табакерка
Дата создания: 1786 год
Техника: серебро, чеканка, литье, чернь, золочение
Место создания: Россия, город Великий Устюг
Коллекция: Муромский историко-художественный музей
Правообладатель изображений: Муромский историко-художественный музей
Размеры: 10,4×10,4×3,1 см
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шкатулка фарфоровая, Табакерка

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%