Русские служилые люди в Сибири широко использовали защитное вооружение. Это сильно отличало их от воинов центральной России. На протяжении всего XVII столетия казаки и стрельцы, практически не употреблявшие доспехов во время военных действий на «западе», оказавшись за Уралом, пытались спешно обзавестись панцирями и шлемами, поскольку чувствовали себя уязвимыми в столкновениях с воинственными аборигенами. При этом, в отличие от Европейской России, в Сибири защитное вооружение носила не только военная элита, но и рядовые бойцы.
Судя по сохранившимся источникам, служилые люди в Сибири шлемы применяли несколько реже, чем корпусные панцири. В исторических документах упоминаются такие разновидности боевых наголовий как «шишаки», «шеломы», «шапки железные», «шапки мисюрские» (мисюрки), привезенные за Урал из Европейской России. Некоторая часть защитного вооружения приобреталась самостоятельно и находилась у воинов на правах частной собственности.
Вместе с тем, основной объем защитного вооружения поступал в Сибирь по указанию московских властей и попадал в арсенал городов и острогов в качестве «государевой казны». Например, согласно данным 1647 года, в Тобольске хранилось «50 шеломов и шишаков».
В экспозиции Тобольского музея-заповедника представлен редкий образец русского шлема — так называемый «шелом». От шишаков он отличается высокой объемной тульей с вытянутым навершием. Экспонат имеет «ложчатую» тулью — она покрыта витыми желобками. У него узкий выпуклый обруч по нижнему краю и длинное навершие.
Шеломы были популярным типом боевых наголовий русской поместной конницы XVI столетия. Упоминания о них среди вооружения сибирских служилых людей XVII века единичны. Историки предполагают, что шеломы в Сибири носили командиры воинских соединений и «начальные люди». На листах Кунгурской летописи, повествующей о походе Ермака, есть множество иллюстраций картографа и художника Семена Ремезова. Именно с шеломами можно соотнести некоторые рисунки высоких шлемов цилиндрической и сфероконической формы.
Судя по сохранившимся источникам, служилые люди в Сибири шлемы применяли несколько реже, чем корпусные панцири. В исторических документах упоминаются такие разновидности боевых наголовий как «шишаки», «шеломы», «шапки железные», «шапки мисюрские» (мисюрки), привезенные за Урал из Европейской России. Некоторая часть защитного вооружения приобреталась самостоятельно и находилась у воинов на правах частной собственности.
Вместе с тем, основной объем защитного вооружения поступал в Сибирь по указанию московских властей и попадал в арсенал городов и острогов в качестве «государевой казны». Например, согласно данным 1647 года, в Тобольске хранилось «50 шеломов и шишаков».
В экспозиции Тобольского музея-заповедника представлен редкий образец русского шлема — так называемый «шелом». От шишаков он отличается высокой объемной тульей с вытянутым навершием. Экспонат имеет «ложчатую» тулью — она покрыта витыми желобками. У него узкий выпуклый обруч по нижнему краю и длинное навершие.
Шеломы были популярным типом боевых наголовий русской поместной конницы XVI столетия. Упоминания о них среди вооружения сибирских служилых людей XVII века единичны. Историки предполагают, что шеломы в Сибири носили командиры воинских соединений и «начальные люди». На листах Кунгурской летописи, повествующей о походе Ермака, есть множество иллюстраций картографа и художника Семена Ремезова. Именно с шеломами можно соотнести некоторые рисунки высоких шлемов цилиндрической и сфероконической формы.