Древние хантыйские поверья приписывают муке божественное происхождение и предписывают с особым почтением относиться к любым мучным изделиям. Хлеб нянь традиционно выпекают в уличной глинобитной печке нянь кер: печь протапливают, освобождают от золы с углями и ставят внутрь тесто.
Тесто для обычного хантыйского хлеба делают из муки и соли с добавлением воды или рыбного бульона. Готовят также кровяной хлеб, добавляя в тесто свежую кровь оленя или лося, квасной русский, с рыбьей икрой… Бытовало у народов ханты и манси и изготовление муки из сушеной рыбы, черемухи и даже из бересты. Чтобы получить этот продукт, только что снятую бересту нарезали, замачивали на несколько дней в воде, затем разминали до состояния пасты, тщательно высушивали и наконец молотили. Такая мука отличалась специфическим вкусом и питательностью за счет большого количества клетчатки.
В старину время томления хлеба в печи определяли по длине тени деревьев. Только что испеченные лепешки остужают, поставив боком, и в первую очередь преподносят старшему члену семьи. Детей угощают специальными небольшими хлебцами с ягодной начинкой.
Исследователи хантыйского быта и культуры Владислав Михайлович Кулемзин и Надежда Васильевна Лукина упоминают стоящее на столе у хантов «брусничное варенье с добавленьем муки вместо сахара» и «мучную похлебку», которую долгое время, как и просто горячую воду, употребляли вместо дорогостоящего чая.
Муку перед использованием просеивают, очищая от шелухи, насекомых и другого мелкого сора, насыщая кислородом и придавая продукту воздушность и однородность.
Более ранним приспособлением для просеивания служило решето — деревянный, обычно березовый, ободок с частой сеткой из конского волоса. Со временем ему на смену пришло сито: конструкция с лубяным или деревянным бортиком, согнутым в кольцо, и с сеткой из тонкой проволоки. Диаметр и размер ситных ячеек различались: чем мельче ячейки, тем более тщательной обработке подвергается сыпучий продукт. Недаром в старину хлеб, испеченный из просеянной муки, называли «ситным» (или ситником) и ценили дороже, чем хлеб «пушной», выпекаемый из муки непросеянной.
Помимо практического применения во время готовки, сито держали на кухне и в качестве оберега; с той же целью этот предмет устанавливали в изголовье кровати, чтобы спящего человека не посещали кошмары.