Складни с иконами также называют «походной церковью»: их конструкция позволяет легко вложить одну створку в другую и получить компактный и прочный переносной иконостас. Части изделия плотно соединяются друг с другом и устойчивы в раскрытом состоянии.
В старину складни называли путевыми иконами: русские воины брали их с собой, чтобы молиться перед сражениями. Самыми распространенными были изделия с тремя частями, где две боковые створки укладывались на среднюю.
Складень с четырьмя створками — это изобретение Выговских мастеров-старообрядцев. В первой половине XVIII века в связи с расцветом этой общины появились совершенно новые типы медных произведений. Мастера развивали технологические приемы литья из металла: створы стали делать с плотно пригнанными друг к другу петлями, в которые вставлялись штыри. Части заходили одна в другую, и это позволило увеличить их количество до четырех.
В народе такой складень называли «Большие праздничные створы», но полное его название — «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери». «Двунадесятые» означает «два на десять», то есть двенадцать главных церковных праздников. Строго продуманная система их расположения отражает годовой круг богослужений.
Наверху каждой створки мастера размещали килевидные навершия-кокошники — своей формой они должны были напоминать церковные купола. В целом верующие воспринимали такой складень как православный храм в миниатюре.
Иконография большинства клейм (отдельных окошек с сюжетами) была привычна для верующих, но сам четырехстворчатый складень стал новым словом в церковном искусстве. Творческий подход выговских мастеров особенно ярко проявился в четвертой части композиции, посвященной иконам Богоматери. Сюжеты крайней правой створки отразили не только отношение русских людей к Деве Марии как к главной заступнице, но и важность Ее чудотворных икон, которые не раз спасали Россию от многих бед.
Клейма следует читать слева направо и сверху вниз по каждой створе.
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление или Крещение Господне
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово и Сошествие во ад
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
В старину складни называли путевыми иконами: русские воины брали их с собой, чтобы молиться перед сражениями. Самыми распространенными были изделия с тремя частями, где две боковые створки укладывались на среднюю.
Складень с четырьмя створками — это изобретение Выговских мастеров-старообрядцев. В первой половине XVIII века в связи с расцветом этой общины появились совершенно новые типы медных произведений. Мастера развивали технологические приемы литья из металла: створы стали делать с плотно пригнанными друг к другу петлями, в которые вставлялись штыри. Части заходили одна в другую, и это позволило увеличить их количество до четырех.
В народе такой складень называли «Большие праздничные створы», но полное его название — «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери». «Двунадесятые» означает «два на десять», то есть двенадцать главных церковных праздников. Строго продуманная система их расположения отражает годовой круг богослужений.
Наверху каждой створки мастера размещали килевидные навершия-кокошники — своей формой они должны были напоминать церковные купола. В целом верующие воспринимали такой складень как православный храм в миниатюре.
Иконография большинства клейм (отдельных окошек с сюжетами) была привычна для верующих, но сам четырехстворчатый складень стал новым словом в церковном искусстве. Творческий подход выговских мастеров особенно ярко проявился в четвертой части композиции, посвященной иконам Богоматери. Сюжеты крайней правой створки отразили не только отношение русских людей к Деве Марии как к главной заступнице, но и важность Ее чудотворных икон, которые не раз спасали Россию от многих бед.
Клейма следует читать слева направо и сверху вниз по каждой створе.
Первая створа:
1. Распятие Христово (в кокошнике)
2. Благовещение
3. Рождество Христово
4. Рождество Богородицы
5. Введение Богородицы во храм
Вторая створа:
6. Троица Новозаветная (в кокошнике)
7. Сретение Господне
8. Богоявление или Крещение Господне
9. Преображение
10. Вход в Иерусалим
Третья створа:
11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике)
12. Воскресение Христово и Сошествие во ад
13. Вознесение Господне
14. Живоначальная Троица
15. Успение Богородицы
Четвертая створа:
16. Похвала Богородицы (в кокошнике)
17. Поклонение иконе Тихвинской Богоматери
18. Поклонение иконе Владимирской Богоматери
19. Поклонение иконе Смоленской Богоматери
20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»