Первыми ездовыми животными, которых одомашнили предки шорцев, были олени. Исследователи находят доказательства этому в некоторых легендах и элементах шаманских практик. Шаманские бубны представлялись символическим скакуном, переносящим в мир духов; у шорцев этими скакунами, как и «небесными конями» самих духов, представлялись именно олени. Со временем им на смену пришли лошади, хотя в современном понимании коневодство у шорцев было крайне неразвитым.
Российский и немецкий путешественник, этнограф и натуралист Иоганн Готлиб (Иван Иванович) Георги писал о шорцах, что те, подобно абинцам, «имеют… небольшое скотоводство, а питаются по большей части от звериного промысла и дикими растениями».
Однако в конце XIX — начале XX века эта отрасль хозяйства у таежных шорцев уже носила оседлый характер. Наиболее пригодными для этого местами считались долины низовьев реки Кондомы и среднего течения реки Мрассу.
Лошадей использовали для верховой езды и транспортировки грузов на волокушах, например сена или мешков с кедровыми орехами, доставки охотничьего провианта осенью в балаганы. На зиму животных помещали в пригоны около жилищ.
Домашние лошади, в отличие от диких, нуждаются в постоянной помощи человека в уходе за кожей, гривой, копытами. Рабочим животным положено устраивать ежедневную сухую чистку и периодически купать. Особенное внимание уделяют тем участкам, где кожа соприкасается с амуницией. Жир и пот выделяются через кожные железы и образуют на поверхности шкуры слой, который затрудняет потоотделение и мешает коже нормально дышать.
Для чистки лошади, удаления отмерших волосков, пыли, грязи и потожирового слоя используют специальные щетки и скребки.
Сначала обрабатывают голову лошади, затем переходят к шее, передним ногам, плечам, корпусу, крупу и, наконец, задним ногам. Обычную грязь снимают щеткой. Для чистки самой щетки и удаления сильных загрязнений на мускулистых участках корпуса и шеи используют металлическую скребницу. Помимо основной функции, она выполняет роль массажного инструмента. Скребницы различаются формой, размером зубчиков и количеством их рядов. Шорцы заимствовали это приспособление у русских.
Заботы требует и состояние гривы, защищающей шею и голову животного от кровососущих насекомых. Вначале ее прочесывают руками, удаляя крупный мусор и траву, и только потом приступают к расчесыванию гребнем, поднимаясь от кончиков к корням.