Ханты поклонялись разным духам — тем, что покровительствовали промыслу, территории и дому. Персонажи этих культов — человекоподобные божества. У каждого из них было собственное имя и свой неповторимый облик.
Святые изваяния у салымской группы хантов могли храниться внутри или снаружи дома. Хранение в доме предполагает несколько вариантов: в комнате — в сундуках на задних нарах или в углу, в сенях или на чердаке. Снаружи атрибутику располагают на специальной полке на задней стене или в амбарчике.
Деревянные дома хантов похожи на русские: снизу в них жилое помещение, а под крышей — чердак. Сундук с духами часто относили туда. Здесь хранили шкуры или черепа жертвенных животных. В небольших селениях в наши дни можно увидеть дома ранней архитектуры — без чердаков. В этом случае сундуки со святыми изваяниями помещали на полке, сооруженной над нарами, и обязательно на стене напротив входа. Изваяния облачали в кусок новой ткани, из нее же могли шить детализированную одежду. Священные сундучки с фигурками духов-покровителей имелись в каждой семье салымских хантов.
Ритуал почитания проводили в месте, где хранятся духи-покровители. Старший член семьи поднимал крышку сундука и фиксировал ее. С собой приносили угощения: пироги, рыбу, ягоды, спиртные напитки. Семья становилась полукругом, лицом к открытому сундуку. Мужчины обязательно находились в первом ряду, а женщины и дети — за ними. Семья обращалась к духу с просьбами о помощи в охоте и рыбалке. Обращались к ним и с другими просьбами. После окончания ритуала сундучок закрывали. Семейных идолов ханты хранят и в наши дни.
В Музее реки Обь на выставке «Югорское наследие» экспонируются три деревянные скульптуры домашних духов. Они попали в музей в 1990-х годах. Эти скульптуры когда-то принадлежали салымской группе хантов. В поселке Салым, в доме семьи Лукиных, у восточного фронтона чердака стоял русский сундук, обитый железом. Считается, что в нем находилось семь деревянных скульптур, но до наших дней сохранились только три. Возможно, найденные идолы были семейными божествами Лукиных.
Святые изваяния у салымской группы хантов могли храниться внутри или снаружи дома. Хранение в доме предполагает несколько вариантов: в комнате — в сундуках на задних нарах или в углу, в сенях или на чердаке. Снаружи атрибутику располагают на специальной полке на задней стене или в амбарчике.
Деревянные дома хантов похожи на русские: снизу в них жилое помещение, а под крышей — чердак. Сундук с духами часто относили туда. Здесь хранили шкуры или черепа жертвенных животных. В небольших селениях в наши дни можно увидеть дома ранней архитектуры — без чердаков. В этом случае сундуки со святыми изваяниями помещали на полке, сооруженной над нарами, и обязательно на стене напротив входа. Изваяния облачали в кусок новой ткани, из нее же могли шить детализированную одежду. Священные сундучки с фигурками духов-покровителей имелись в каждой семье салымских хантов.
Ритуал почитания проводили в месте, где хранятся духи-покровители. Старший член семьи поднимал крышку сундука и фиксировал ее. С собой приносили угощения: пироги, рыбу, ягоды, спиртные напитки. Семья становилась полукругом, лицом к открытому сундуку. Мужчины обязательно находились в первом ряду, а женщины и дети — за ними. Семья обращалась к духу с просьбами о помощи в охоте и рыбалке. Обращались к ним и с другими просьбами. После окончания ритуала сундучок закрывали. Семейных идолов ханты хранят и в наши дни.
В Музее реки Обь на выставке «Югорское наследие» экспонируются три деревянные скульптуры домашних духов. Они попали в музей в 1990-х годах. Эти скульптуры когда-то принадлежали салымской группе хантов. В поселке Салым, в доме семьи Лукиных, у восточного фронтона чердака стоял русский сундук, обитый железом. Считается, что в нем находилось семь деревянных скульптур, но до наших дней сохранились только три. Возможно, найденные идолы были семейными божествами Лукиных.